Ремонт

Корни лож и лаг. Правописание чередующих гласных в корне -лаг- (-лож-)

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Алгоритм для проверки правописания корней

  1. Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
  2. Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
  3. Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.

Правописание чередующихся корней

Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.

Чередующиеся гласные О и А в корне

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-ГОР-/-ГАР- Без ударения всегда -ГОР- Го реть Выга рки
Прига рь
-ЗОР-/-ЗАР- Без ударения всегда -ЗАР- За ря Зо ревать
Зорянка
-КЛОН-/-КЛАН- Без ударения всегда -КЛОН- Накло нить -
-ТВОР-/-ТВАР- Без ударения всегда -ТВОР- Тво рение Утва рь
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- Без ударения всегда -ПЛАВ- Попла вок Пло вец
Пло вчиха
Пло вцы
-КОС-/-КАС- Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- Ко снуться
Ка са ние
-РОВН-/-РАВН- Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН-
Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН-
Ура внение
Подро внять
Ра внина
Поро вну
Уро вень
Ра вняться в строю
-МОК-/-МАК- Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК-
Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК-
Обма кнуть
Вымо кнуть
Промо кательная бумага
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- В корне -РОС- буква О
В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А
Ра стение
Выра щенный
Выро сли
Ро сток
Ро стов
Ро стислав
Ро стовщик
По дростковый
Отра сль
На выро ст
-ЛОЖ-/-ЛАГ- В корне -ЛОЖ- буква О
В корне -ЛАГ- буква А
Пола гать
Поло жить
Поло г
-СКОЧ-/-СКАК- В корне -СКОЧ- буква О
В корне -СКАК- буква А
Ска кать
Вско чить
Ска чок
Ска чу
Ска чи

Чередующиеся гласные Е и И в корне

Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-БЕР-/-БИР- Убе ру
Уби ра ть
-ПЕР-/-ПИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Запе р
Запи ра ть
-ДЕР-/-ДИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выде рнул
Выди ра ть
-ТЕР-/-ТИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выте р
Выти ра ть
-МЕР-/-МИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир).

Заме р
Зами ра ть
-СТЕЛ-/-СТИЛ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Сте лить
Рассти ла ть
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Бле стеть
Бли ста ть
-ЧЕТ-/-ЧИТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выче т
Вычи та ть
Соче тать
Соче тание
-ЖЕГ-/-ЖИГ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выже г
Выжи га ть

Правописание проверяемых гласных/согласных в корне

Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.

  • Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
  • Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
  • Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
  • Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
  • Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
  • Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный

Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне

Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.

Цели урока:

1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;

2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;

3) прививать любовь и интерес к родному языку.

Необходимый материал:

таблица, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала.

Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.

1) Наблюдения по записи на доске.

– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.

2) Работа с учебником: чтение правила.

II. Закрепление изученного материала.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.

Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.

Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Задание 6. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.

Русский язык является одним из самых сложных языков в мире. В нем множество правил, в которых, в свою очередь, присутствуют исключения. В данной статье поговорим о чередовании гласных. А также приведем примеры слов с корнем лаг/лож.

Что такое чередование

В русском языке бывают случаи, когда в однокоренных словах меняется какая-либо буква в главной морфеме. Это может быть как согласная, так и гласная. При этом лексическое значение основной морфемы сохраняется. И если подобрать однокоренные слова, то окажется, что все они несут похожую смысловую нагрузку. Чередование букв может быть связано с упрощением произношения, суффиксом, который стоит после главной морфемы, ударением, последующей согласной, лексическим значением корня и пр.

В данной статье поговорим об особенностях чередования гласных а/о. В этом случае речь идет о нескольких факторах, влияющих на написание. А именно: ударение, наличие а, значение корня слова. Рассмотрим особенности употребления слов с корнем -лаг- и другими, подтверждающими это явление.

Чередование гласных а/о. Правило

Слова с корнем лаг/лог/лож являются наиболее распространенными. В данном случае при безударной гласной в основной морфеме перед г употребляется а, перед ж о. В ударной позиции ставится о.

Примеры с корнем -лаг-: предполагать, безотлагательный, излагать, прилагательное и пр.

Примеры с корнем -лож-: предположение, изложение, положить, положенный и пр.

Примеры с корнем -лог-: налог, предлог, залог и пр.

Существует еще ряд корней с чередованием а/о. К ним относятся основные морфемы с а: -гар-, -зар-, -пай-, -клан-, -твар- и пр. Парными считаются корни с гласной о. Среди них: -гор-, -зор-, -пой-, -клон-, -твор- и пр. Приведем некоторые примеры.

Горючее, загореть, загорелый, подгореть, загар, угар, заря, паять, озарение, паяльник, зарница, запаять, лучезарный, спайка, зарево, запаянный, напой, зорюшка, припой, наклониться, поклон, преклоняться, раскланяться, склонение, непреклонный, творец, тварь, творчество, вытворять, творение и пр.

Слова с корнем -лаг-. Примеры

Лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож являются достаточно распространенными в речи. Они создают обширную группу однокоренных слов. Приведем перечень примеров. В соответствии с ним вы сможете с легкостью подобрать однокоренные слова.

Положить, предположительно, положено, положительно, предположить, положенный, предположительный, ложиться, положиться, логово, полагать, налагать, полагаться, налагаться, полог, налог, наложение, предложение, налоговый, обложение, наложить, непреложный, налоговик, обложенный, налогообложение, основоположник, предложенный, наложница, вложить, возложить, возлагать, возложение, предложить, предлагать, предложный, предлог, предлагаемый, прилагательное, прилагать, приложить, приложенный, обложить, облагать, облагаемый, облагаться, обложной, обложка, низлагать, низложить, низложение, излагать, изложить, изложение, неположенный, изложница, безотлагательный, отлагать, отложить, отложной, отложиться, переложить, переложенный, неотложный, отложить, отлагать, основополагающий, переложить, переложенный, перелагать, заложить, заложенный, перезаложенный, залог, подлог, подложить, подложка, подложной, подложенный, предполагать, предположение, противоположный, противоположность, сослагательный, слагать, сложить, сложенный, сложение, положение, разложение, разлагаться, сложиться, разложиться, полагающий, полагающийся, положительный, разложить, разлагать, спецпредложение, целеполагание, уложить, уложение, уложиться и пр.

Употребление в речи

Давайте разберемся, в каком виде можно встретить лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож в речи и на письме. Для этого проследим их употребление в некоторых предложениях:

  • Мой отец возлагал на меня большие надежды.
  • Этот вопрос требует безотлагательного ответа.
  • Я положил трубку телефона, потому что было занято.
  • Мы приехали на природу, разобрали палатку и накрыли ее пологом.
  • Завтра на уроке русского языка ученики будут писать изложение.
  • Я привыкла полагаться на свою интуицию и доверять ей.
  • История не приемлет сослагательного наклонения.
  • Попробуйте составить предположительный психологический портрет.
  • Я предлагаю всем встретиться после уроков и обсудить этот вопрос.
  • Он оставил свой паспорт в качестве залога.
  • В компании на днях ожидается налоговая проверка.
  • Он даже не прилагает особых усилий, чтобы добиться своих целей.
  • Для новых клиентов банк разработал спецпредложение.
  • Все небо было затянуто тучами, и шел обложной проливной дождь.

Попробуйте привести свои примеры и продолжить этот перечень.

Упражнение для закрепления

Вставьте пропущенную букву, руководствуясь вышеизложенным правилом.

Прил…гать усилия, безотл…гательное решение, написать изл…жение, неотл…жные дела, нал…говый инспектор, предл…гаемые обстоятельства, пол…жить на стол, тетрадная обл…жка, красочное прил…гательное, пол…гаться на случай, ул…жить спать, сосл…гательное наклонение, зал…жить дом.

Теперь вы знаете все особенности употребления слов с корнем лаг/лог/лож. И можете с легкостью применять их в речи.

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

Находить орфограмму;

Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

    Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -лаг-//-лож-:

    • прилаг ать,
    • прилагательное,
    • предлагать,
    • предполагать,
    • возлагать,
    • слагать,
    • возлож ить,
    • возложение,
    • предложить,
    • обложить,
    • сложение,
    • предположение.

    Правило: в корнях -лаг-//-лож- перед буквой г пишется а , перед буквой ж пишется о .

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -гор-//-гар-:

    • загар ,
    • гарь,
    • угар,
    • загор еть,
    • загорать,
    • загорелый,
    • угореть,
    • угорать.
    • Исключения : пригарь, выгарки, изгарь.

    Правило . Правописание корней -гор-//-гар- зависит от ударения. Если гласная корня находится под ударением, то пишется буква а, если же гласная корня безударная, то пишется буква о.

    лаг - прилагательное,

    лаг - слагаемое,

    лаг - полагать.

    лож - приложить,

    лож - доложить,

    лож - наложить.

    гор - загореть,

    гор - пригореть,

    гор - угореть.

    гар - угар,

    гар - нагар,

    гар - загар,

    гар - перегар

    Правописание а или о в корне ГОР-ГАР зависит от ударения. Под ударением пишем А, а в безударной позиции соответственно букву О, например:

    загар и загорать, горит и угар.

    Что касается корня ЛАГ-ЛОЖ , то здесь иной принцип: перед буквой Г пишем А, а перед буквой Ж пишем букву О, например:

    сложение - прилагательное, положить - налагать.

    Правила довольно простые, но есть и слова-исключения.

    Для корня гор-гар это слова: изгарь, пригарь, выгарки (букву А пишем не по правилу, слова нужно запомнить).

    Для корня ЛАГ-ЛОЖ слова исключения такие:полог и подлог (нужно запомнить, так как и тут правописание не по правилу для этого корня).

    В корнях лаг-лож-, гар-/-гор- чередуются гласные а и о . Выбор написания буквы а в корне лаг-/лож- зависит от того, имеется ли суффикс -а- после корня. Суффикс -а- диктует написание такой же буквы в корне. В остальных случаях пишется корень лож-.

    Приведем примеры слов с корнем лаг-:

    излагать, пролагать, налагать, безотлагательный, безотлагательно, полагать, слагать стихи, возлагать обязательства, слагаемое, отлагать, отлагательный, без отлагательства;

    Примеры слов с корнем лож-:

    высокое положение, положить на стол, положиться на него, приложить к заявлению, необходимое приложение, приложиться к чаше, заложить в ломбард, уложить спать, переложить вещи, отложить дело, написать изложение, получить предложение, обложной дождь, местоположение, возложение венков, разложить карты, налогообложение.

    Исключение: по лог.

    В чередовании букв о//а в корне гар-/гор- опираемся на ударение. В безударном положении в этом корне пишется буква о.

    Примеры слов с корнем гор- :

    бежать как угорелый, угореть, погореть, погорелец, загореть, загорелый, пригореть, пригорелый, нагореть, отгореть, сгореть, сгоревший сарай, перегореть, разгореться, возгорание, возгореться, несгораемый сейф, выгорание, выгореть, выгорать.

    Примеры с корнем гар- :

    угар, угарный, загар, пригарки.

    Слова-исключения: вы гарки, и згарь, при гарь.

    Примеры слов с корнем ЛАГ - ЛОЖ можно назвать такие:

    Изложение, изложить, расположиться, предложить, предложение, предположение, положить, предположить, положиться, положение, расположение.

    Прилагательное, полагать, предлагать, предполагать, располагаться, налагать, наложенный.

    Перед согласной Г писать нужно гласную А.

    Перед согласной Ж писать нужно гласную О.

    Примеры слов с корнем ГОР - ГАР .

    Гора, сгореть, загорать, горит, подгорел, выгорать.

    Угар, гармонь, загар.

    Гласную в этих корнях пишем придерживаясь такого правила:

    Под ударением нужно писать гласную А - ГАР.

    Без ударения нужно писать гласную О - ГОР.

    В правописании существует правило, которое гласит, что слова с чередующимися гласными в корнях проверить невозможно с помощью нахождения однокоренного слова. Для этого есть правило о чередовании гласных в корнях слов лаг- лож Перед ж в корне писать нужно о, а перед г- а.

    В словах, где корни гор - гар , без ударения должна писаться буква о.

    Например, слова с чередованием в корне лаг - лож - ложка, изложение - излагать, предложение - предлагать, сложение - слагать.

    Чередование гар - гор - загар - загорелый, предлагать - предлог.

    Прилаг ательное, слаг аемое, полаг ать - за корнем есть суффикс -а-, поэтому и в корне а .

    Слож ение, полож ить, прилож ить, долож ить, налож ить - -о- пишем в корне, потому что за ним нет суффикса -а-.

    Гор еть, загор еть, пригор еть, угор еть - в корне пишем -о-, потому что корень безударный.

    Угар , нагар , загар , перегар - под ударением в этом корне пишем -а-.

    Правило определяет, что перед согласной Г пишем гласную А, а перед согласной Ж пишется О.

    Ложе, положение и современное слово, известное всем геймерам лагать.

    Примеры слов с корнем гор - гар, смотрите на таблице. Правила просты, посмотрели, выявили закономерность и запомнили.

    Слова с -лаг- -лож- в корне слова:

    прилагать, приложить, приложение, переложить, изложение, уложить, сложить, слагаемое, излагать, предполагать.

    Слова с -гор- и -гар- в корне

    сгореть, сгорать, перегореть, догореть, выгореть, загорать, нагар, угар, гора, гористый, горевать, обгорел.