Для ванной

Естественно научный цикл какие предметы. Концепция изучения дисциплин естественнонаучного цикла в современной школе и формирование естественнонаучных умений

Кудинов В.В.

Челябинский государственный педагогический университет, Россия

Концепция изучения дисциплин

естественнонаучного цикла в современной школе

и формирование естественнонаучных умений

В существующих концепциях построения содержания общего образования одним из ведущих факторов, определяющих структуру содержания, приводится структура объекта изучения – окружающей действительности. Структура окружающего материального мира отражена в научных знаниях, которые стремятся к объективному отражению действительности. Поэтому именно научные знания, соотношение предметных областей отдельных наук и являются одним из основных факторов, влияющих на структуру содержания общего образования.

Предметом наук, изучающих природу, Ф. Энгельс определил движущуюся материю. Познание тел подразумевает познание различных форм движения, следовательно, основным предметом естествознания можно выделить различные формы движения. Энгельс также показал, что каждой форме движения соответствует определенный материальный носитель в природе. Опираясь на это положение, Б.М. Кедров уточняет: предметом естествознания являются различные формы движения материи в природе, носителей, структуру, взаимосвязи, закономерности, взаимопереходы и развитие которых изучает естествознание.

По определению Энгельса, каждая естественная наука изучает либо отдельную форму движения материи, либо ряд связанных между собой форм движения. Взаимосвязь наук определяется соотношением различных форм движения материи.

Формой движения материи называют определенный вид движения, который характеризуется единством определяющих его признаков и общностью материального носителя.

Поскольку физика изучает самые простые и общие формы движения материи, именно с нее и следует начинать цикл естественнонаучных предметов в школе. Следом за физикой следует изучать химию, а после этого – физическую географию и биологию. Такая последовательность школьных предметов в полной мере будет отражать логику изучения закономерностей природы.

В настоящее время изучение естественнонаучных предметов начинается с биологии в пятом классе, к изучению физики ученики приступают в седьмом, а химии – в восьмом. Такая последовательность не создает возможности научного объяснения процессов, происходящих в живых организмах. В результате этого школьный курс биологии является описательным, а биологическая форма движения рассматривается изолированно от более простых форм. Такое положение в школьном преподавании не соответствует современному состоянию биологической науки и не отражает закономерностей развития естествознания. Современная биология не может развиваться в отрыве от химии и физики, тенденция ее развития указывает на все возрастающую роль физики в биологических исследованиях. Однако в школьном курсе биологии не учтены ни современное состояние соответствующей науки, ни тенденции ее развития. С нарушением логики научного познания встречаемся и в школьном курсе химии. Хоть его преподавание и начинается позже, чем физики, тем не менее, в них наблюдается несогласованность. Эта несогласованность выражена в различной трактовке естественнонаучных понятий в двух курсах, ненужном дублировании при изучении сходных тем, встречающихся физических ошибках в учебниках химии, в изучении отдельных тем до рассмотрения соответствующих вопросов на уроках физики. Например, в учебнике химии 8 класса Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана рассматриваются ядерные реакции, тогда как соответствующий раздел физики изучается в 11 классе.

Современное содержание предметов естественного цикла не обеспечивает раскрытия перед учащимися взаимосвязи физических, химических форм материи, общности фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий, общности методов исследований, формирование единой естественнонаучной картины мира. Этот серьезнейший недостаток в содержании и структуре предметов естественного цикла требует незамедлительного его устранения (преодоления).

Восстановление логики изучения естественнонаучных предметов требует изменения последовательности разделов и тем и в самом школьном курсе физики. В настоящее время атомная и ядерная физика изучаются в конце школьного курса, Тогда как рассматриваемые в этих разделах формы движения материи относятся к простейшим. С другой стороны, выше было сказано, что физика изучает и такие формы движения, которые являются общими для материальных объектов на любом уровне организации (механическую, термодинамическую, квантово-механическую) Это обстоятельство тоже накладывает свои ограничения на структуру школьного курса физики. Таким образом, можно заключить, что для более полного отражения закономерностей естествознания в школьном обучении целесообразно: 1) изменить последовательность предметов естественнонаучного цикла: физика ® химия ® биология , начиная их изучение с 5 класса, и 2) существенно пересмотреть содержание и структуру соответствующих курсов.

Русский публицист XIX в. Д.И. Писарев писал: «…без физики нельзя взяться за химию, без физики и химии нет возможности приступить к физиологии животных и растений. Разумное, плодотворное изучение природы возможно только при соблюдении самой строгой последовательности» .

Согласно концепции естественнонаучного образования А.В. Усовой , изучение предметов естественного цикла начинается с курса физики. Учитывая место данного курса в системе предметов естественного цикла, его назвали «опережающим».

Вот основные положения концепции его построения.

1. Физика является обязательным предметом в основной школе и ведущим компонентом базового естественнонаучного образования. Наряду с общими целями базового физического образования, отраженными в различных документах по образованию, следует выделить: создание у учащихся понятийной базы, необходимой для успешного изучения других предметов естественного цикла; раскрытие общности фундаментальных естественнонаучных понятий, законов и теорий, методов исследования, диалектической взаимосвязи явлений природы.

2. Отражая единство содержательной и процессуальной сторон обучения, в содержании опережающего курса физики выделяются два блока: основной и вспомогательный.

Дидактическая модель опережающего курса физики

Основной блок

Вспомогательный блок

(предметные

научные знания)

I . Комплекс вспомогательных знаний (содержательная часть):

II . Способы деятельности (процессуальная часть):

I . Основы физики:

факты

понятия

законы

элементы теорий

научные основы техники

методы физических исследований

II . Элементы

астрономии

1. Логические

2. Методологические

3. Философские

4. Межпредметные

5. Историко-научные

6. Вопросы прикладного характера

7. Астрономические

8. Оценочные

9. Экологические

1. Познавательной

2. Практической

3. Самоконтроля

4. Оценочной

За период обучения в средней школе учащиеся выполняют большое число различных опытов. Однако, как показывают исследования, обобщенных умений самостоятельно проводить эксперимент они не приобретают в достаточной мере.

Экспериментальные умения формируются и используются в учебном процессе по всем предметам естественного цикла. С помощью экспериментов (опытов) познаются физические и химические свойства веществ, свойства живых организмов, закономерности явлений, протекающих в природе и технике. Поэтому их формированию необходимо уделить особое внимание.

При формировании экспериментальных умений важно дать общее понятие об эксперименте как одном из важных методов научного и учебного познания, раскрыть его функции и структуру, научить учащихся самостоятельно планировать учебный эксперимент и выполнять все операции, из которых он слагается.

Проведенные под руководством А.В. Усовой исследования показали, что формирование этого умения происходит более успешно при выполнении следующих условий:

а) если в самом начале изучения физики дается общее понятие об эксперименте и раскрывается его структура (состав операций, из которых слагается эксперимент, и последовательность их выполнения) – на примере опытов, демонстрируемых на уроке учителем;

б) если затем отрабатываются умения выполнять самостоятельно отдельные операции при выполнении лабораторных работ под наблюдением и контролем учителя;

в) если затем предлагается учащимся выполнять самостоятельно комплекс операций, а часть операций (наиболее сложных) выполняются под руководством и контролем учителя;

г) предоставление учащимся самостоятельности при выполнении всех операций, из которых слагается выполнение опыта;

д) выработка умения определять погрешности опыта.

Литература:

1.Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физики в основной школе [Текст] учеб. пособие по спецкурсу / М.Д. Даммер. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1999.

2.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] сост. В.В. Большакова. М.: Педагогика, 1984.

3.Усова, А.В. Новая концепция естественнонаучного обучения [Текст] / А.В. Усова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2002.

4.Усова, А.В. Теоретико-методологические основы построения новой системы естественнонаучного образования [Текст] / А.В. Усова, М.Д. Даммер, С.М. Похлебаев, М.Ж. Симонова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000.

5.Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла [Текст] / А.В. Усова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2002.

Межпредметные связи предметов естественно научного цикла.

В новом законе об образовании говорится о личностных и метапредметных результатах.

Мета (от греч. meta - между) - первая составная часть сложных слов, обозначающая переход к чему-либо другому, превращение, уровень описания объекта или системы, высшего по отношению к предыдущему описанию. По отношению к результатам обучения близкий смысл имеют термины «межпредметные», «надпредметные», «компетентностные» результаты.

Главная задача метапредметного обучения - не передача знаний, а обучение универсальным, т. е. применимым к любым областям деятельности и ситуациям, способам получения и использования знаний, планированию деятельности, критической оценке полученного результата.

Урок с учётом межпредметных связей должен включать в себя:

Чёткость и компактность учебного материала;

Взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;

Большую информативную ёмкость учебного материала.

При организации урока с межпредметными связями появляется возможность показать мир во всём его разнообразии, способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формирование его творческого мышления. Именно такие уроки способствуют снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

В связи с тем, что в общеобразовательной школе происходят изменения, связанные с новыми стандартами повышается роль и значение межпредметных связей дисциплин естественно-математического цикла. Особенно это касается школьного курса физики, имеющего многоаспектные связи с математикой, химией, биологией, информатикой, краеведением, географией, обществознанием. Не зря когда то выделили два типа «физики и лирики»

Физика как наука является центральным звеном среди предметов естественно-научного цикла. Почему? Попробуем разобраться.

На самом первом уроке по физике в 7 классе мы говорим. Что физика наука о природе. У учащихся возникает вопрос- а как же природоведение? Тогда ищем разницу и приходим к выводу, что физика это частично и природоведение и математика. и химия,и астрономия, т.к физика изучает законы изменения материи. Любой закон природы можно объяснить с помощью физики. Для этого. Конечно, на первом месте стоит математика, потому что почти все законы физики выражаются формулами, а чтобы создать формулы необходимо сделать множество расчетов. При анализе каких то физических величин, процессов часто используются графики, в физике, как и в математике есть прямо пропорциональные величины,например перемещение и скорость, температура и давление, сила тока и напряжение. Построение и чтение графиков – одно из универсальных действий освоения школьной программы предметов естественно-научного цикла. Следует отметить и тему векторы, изучение целого раздела механики базируется на действиях с векторами. Изучая тему производная. вводится физический смысл производной. Известно, что производная от скорости есть ускорение и т.д. На уроках математики очень мало времени отводится на стандартную запись числа, учителя физики часто обвиняют математиков «не научили». Я преподаю и физику, и математику и знаю, что на уроках математики эта тема изучается всего два часа. Поэтому лучше эта тема отрабатывается на физике, начиная с 8 класса, решаем задачи с большими степенями, рассматриваем различные способы их решения.

Связь физики и химии тоже можно проследить на всем курсе изучения предмета. «Химик без знания физики подобен человеку, который всегда должен искать ощупом. И сии две науки так соединились между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». (М.В. Ломоносов)

Особенно молекулярная и ядерная физика. Я помню,наш преподаватель химии всегда утверждала, что количество вещества, величина, взятая из физики. Не будем с ней спорить. Одно ясно, что изучают ее и в химии и в физике. Таблица Менделеева нужна и там и там. Строение атома изучают обе науки. А когда касаемся кристаллической решетки, разве это не химия? Просто одни и те же явления можно рассматривать с позиции различных наук, что и дает человеку возможность стать всесторонне развитой личностью.

А что же биология? И здесь можно проследить тесную связь. Я помню один интегрированный урок «течение жидкости по трубам – закон Бернулли и кровеносная система человека». Растения, которые движутся по закону сохранения импульса, т.е реактивному движению – бешенный огурец, медузы тоже так передвигаются. Работа нашего сердца это колебательная система со своим периодом и частотой колебаний. Кардиограмма похожа на график тригонометрической функции. Физиологическое действие тока используется в медицине, как и ультра звуковое исследование. Ультразвук, это колебания с частотой выше 20000 Герц, инфразвук, который в некоторых случаях отрицательно влияет на организм, имеет частоту ниже 20 Герц. Говоря о волнах, устанавливаем связь с географией. Землетрясение обусловлено продольными и поперечными волнами, разрушительные, из которых поперечные, но быстрее доходят продольные. Землетрясение обусловлено движением подземных плит, которые порождают волны. Продольные волны вызывают дребезжание окон, иногда определенный звук,на который лучше реагируют животные. Поэтому некоторые животные спасают людей, выбегая на улицу и увлекая за собой хозяев. Поперечные волны вызывают раскачивание домов и разрушения. При сильных землетрясениях образуются поверхностные волны, как рябь на воде.

Высота полюса мира над горизонтом определяется географической широтой места наблюдения. Поэтому приближенно географическую широту места наблюдения можно определить, измерив высоту Полярной звезды. Это астрономия.

Приливы и отливы морей и океанов объясняет закон Всемирного тяготения.

Информатика, достаточно новая наука, которая в современном мире необходима и связывает все предметы, поиском информации. Проектная деятельность немыслима без компьютера. Найти и обработать информацию, составить презентацию и т.д.

На своих уроках по физике, мне нравится проводить связь и с гуманитарными предметами. Например, с литературой. Одно время в журналах «Физика в школе» печатались отрывки из сказок и других литературных произведений, в которых предлагалось объяснить с точки зрения физики- явление. Отрывок из сказки Андерсена «Гадкий утенок» «Надвигался ураган. Утенок заскочил в дверь избушки.В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти. Почему кот испускал искры, когда его гладили. Дети с удовольствием слушают отрывки и высказывают свои мнения.

Реализация межпредметных связей в курсе физики способствует систематизации, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по различным предметам. Учебные предметы начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Конечно, чтобы прослеживать систематически межпредметные связи, учитель должен быть сам высоко эрудированной личностью. Статистика говорит, что отработав 15 лет учитель забывает другие предметы. Следовательно нужно больше читать, изучать,т.е идти в ногу со временем.

Учитель: Холмогорова А.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа N 12" муниципального образования г. Ноябрьск


«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом.

Подготовила учитель начальных классов:

Сухарева Светлана Владимировна

г. Ноябрьск

«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом»

«Тебе скажут - ты забудешь,

Тебе покажут - ты запомнишь,

Ты сделаешь - ты поймёшь»

1. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Перед нами стоит задача понять, как микроскоп помогает людям в их исследованиях.

2. Введение

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря

микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника, и плесневый гриб мукор.

3. Знакомство с микроскопом

Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи. Микроскоп имеет простое строение, USB-интерфейс, двухуровневую подсветку. В комплекте с ним шло программное обеспечение с простым и понятным интерфейсом.

При скромных, с современной точки зрения, системных требованиях он позволяет:

    Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана)

    Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные

    Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик

    Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы

    Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.

    Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час

    Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее.

    Экспортировать результаты для использования в других программах:

    графические файлы - в форматах *.jpg или *.bmp, а видео файлы – в формате *.avi

    Собирать из полученных результатов фото - и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера

    Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:

    9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4

    Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор

Если у Вас нет луп, то данный микроскоп можно использовать как бинокуляр (увеличение в 10 или 60 раз). Объектами исследования являются части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, поместив в специальные чашечки Петри (их в наборе с каждым микроскопом две + пинцет, пипетка, 2 баночки с крышечками для сбора материала). А любое комнатное растение, поднесённое в горшке на расстояние около 2-х метров к компьютеру,

легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.

Зато, поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

4. Отрывки уроков окружающего мира с применением цифрового микроскопа.

    Тема урока: Тела, вещества, частицы.

Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование клетки.

Цель: доказать, что все живое состоит из клеток

О бъекты изучения: Кожица лука

Оборудование: цифровой микроскоп.

Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Затем капнула на нее водный раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен). Полученную красоту нарываю сверху покрывным стеклом и промокаю выступившую жидкость.

Рассмотрим препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении.

Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

Что вы можете рассказать про клетку?

(она полужидкая – это цитоплазма;

внутри еще круглое ядро – помогает расти и

размножаться;

каждая клетка от соседних отделяется оболочкой

перегородкой – она защищает

нужную форму)

Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.

Что такое лук? (тело, живой организм)

Продолжите вывод: Все живое состоит из клеток : и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.

Есть ли расстояние между клетками? (нет)

Тогда вывод: луковица состоит из твердого вещества.

Только микроб – это одна клетка, а например лист – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.

Есть клетки – гиганты, вы их знаете, но не догадываетесь об этом.

Н-р, рыбная икринка, куриное яйцо.

Для чего использовали микроскоп?

Могли мы рассмотреть клетки без микроскопа?

-
В чем нам помог микроскоп? (мы смогли узнать, что все живое состоит из клеток)

Делаем фото клетки, накладываем текст.

    Тема урока: Строение листа. Виды жилкования.

Лабораторная работа: Рассматривание листьев, знакомство с различными видами жилкования, создание слайд-шоу с помощью микроскопа.

Цель: узнать различные виды жилкования

Объекты изучен ия: различные листья растений

Оборудование: цифровой микроскоп.

Другой вариант работы – создание слайд - шоу.

Перед нами листья с разных растений.

Что мы видим на живом зеленом листе? (жилки)

- Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листья прочность.

Перед нами стоит задача рассмотреть листья разных растений и выяснить: Одинаково расположены жилки на образцах?

1) Циссус – комнатный виноград.

(на сетку)

Т
акое жилкование называется СЕТЧАТОЕ

2) Хлорофитум

На что похоже расположение жилок на листе? (на прямые линии)

Крупные жилки проходят вдоль пластинки параллельно друг другу,

жилкование ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ


3) Лавр

Как на этом листе располагаются жилки? (линии похожи на дуги , кроме центральной)

Т
акое жилкование ДУГОВОЕ.

4) Молочай

-
На что похоже расположение жилок на листе? (на перышки)

Жилкование – ПЕРИСТОЕ

Сейчас я предлагаю рассмотреть колючку кактуса.

Что такое колючка для кактуса? (Они являются видоизмененными листьями, напоминающими микроскопически тонкие трубочки)

-
Для чего кактусу колючки? ни служат для впитывания влаги . Кактусы способны впитывать воду всей поверхностью стебля, но колючки делают это особенно интенсивно. В какой-то степени колючки служат и для защиты .

Ещё одна задача колючек – защита стебля от палящего солнца . У некоторых видов кактусов колючки настолько плотно покрывают стебель, что его практически не видно. А есть виды, покрытые густым белым пухом, напоминающим роскошный мех. А холодной ночью такая шубка защитит от холода, когда бывают нередкие в этих местах минусовые температуры.
А ещё колючки
служат украшением .)



Рассматриваемые образцы фотографируются, заносятся в коллекцию.

Затем делаем из полученных фотографий слайд-шоу, подписываем, можно добавить музыкальное сопровождение.

В чем нам помог микроскоп?

    Тема урока: Строение вещества.

Лабораторная работа: смешивание различных веществ, создание фильма с помощью микроскопа.

Цель: узнать, что происходит с веществами при смешивании друг с другом?

Объекты изучен ия: вода, акварельные краски, кусочек сахара, растворимый кофе.

Оборудование: цифровой микроскоп.

Итак, мы с вами знаем, что нас окружают тела, тела состоят из веществ, а вещества состоят из частиц.

Сейчас нам предстоит выяснить, что произойдет с веществами, если их смешать друг с другом?

Приведите примеры любых веществ.

Проведем исследование. Снимем фильм, чтобы показать на уроках учащимся класса.

Смешаем два жидких вещества: воду и краску.

В воду аккуратно положить каплю чернил или краски.

Наблюдаем за окрашиванием воды и снимаем фильм.

Почему окрасилась вода?

Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной?

(Нет, вода окрасилась, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки).

Почему окрашивание происходило в разные стороны? (частицы двигаются в разных направлениях)

Сейчас проведем следующее исследование, которое поможет нам узнать: могут ли частицы твердого вещества смешаться с частицами жидкого вещества?

В воду положим кусочек сахара.

Что происходит с сахаром? (Он тает и становится невидимым)

А что станет с водой? (Она станет сладкой)

Почему это происходит? (частицы воды смешались с частицами сахара)

Теперь добавим гранулу кофе.

Что мы видим?

Почему гранулы кофе хватило, чтобы окрасить воду?

(В нем много частиц).

Так почему же окрасилась вода? (гранула кофе распалась на мелкие частицы и ее частицы смешались с частицами воды)

Что мы смогли увидеть, лучше рассмотреть с помощью микроскопа?

Давайте еще раз посмотрим фильм, но уже на большом экране.

5. Итог

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

    изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;

    использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

    применять разноуровневые задания для учеников одного класса;

    создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

    использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в планемотивации , систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.