Заделка швов 

Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой « Судьба, характер, поэзия» методическая разработка на тему. Литературный вечер, посвященный марине цветаевой, прошел в библиотеке левобережья Подготовьте вечер посвященный т

Главная > Документ

Ногинская Центральная районная

библиотека им. А.С. Пушкина

БОЛЬЮ И СЧАСТЬЕМ

ПРОНЗЕННАЯ ЖИЗНЬ

(литературный вечер, посвященный творчеству М.И. Цветаевой) 2007 год

Чтец 1:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и до ныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Ведущий: Так писала о дне своего рождения Марина Ивановна Цветаева -одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.

Чтец 2:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ведущий: Время - великий «браковщик» - знает свою работу. Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. В то же самое время насильственно отдаленные от читателя, замалчиваемые, опальные, проклятые властью и ее слугами поэты выходили на первый план и по праву овладевали вниманием читателей.

«И главное - я ведь знаю, как меня будут любить... через 100 лет», -писала Цветаева.

Утечет много воды, и не только воды, но и крови, потому что жизнь М.Цветаевой, ее творчество пришлись на 10 - 30-е годы катастрофического XX века.

Чтец 1:

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! -

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

За то, что мне прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

Послушайте! - Еще меня любите

За то, что я умру.

Ведущий: осенью 1910 года 18-летняя гимназистка, дочь известного ученого, профессора Московского императорского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». В него вошли стихи, написанные в 15 - 17 лет, которые получили высокую оценку известных поэтов - Максимилиана Волошина и Валерия Брюсова. Одобрительно отозвался о книге и Николай Гумилев: «Марина Цветаева внутренне своеобразна... Эта книга, - заключал он свою рецензию, - не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихов».

Хоть оценки и казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала.

Чтец 2:

В 15 лет

Звенят - поют, забвению мешая,

В моей душе слова: «15 лет».

О, для чего я выросла большая?

Спасенья нет!

Еще вчера в зеленые березки

Я убегала, вольная, с утра.

Еще вчера шалила без прически,

Еще вчера!

Весенний звон далеких колоколен

Мне говорил: «побегай и приляг!»

И каждый крик шалунье был позволен,

И каждый шаг!

Что впереди? Какая неудача?

Во всем обман и, ах, на всем запрет!

Так с милым детством я прощалась, плача,

Ведущий: Но почему же «вечерний»? Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасным.

Детство и юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток.

В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности «старофранцузская литература».

Чтец 1:

В Париже.

Дома до звезд, а небо ниже,

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже

Все та же тайная тоска.

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

В большом и радостном Париже

И боль, как прежде, глубока.

Ведущий: Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Ее мать Мария Александровна была пианисткой, восхищавшей своей игрой самого Антона Рубинштейна. Отец - создатель Музея изящных искусств (ныне Музей им. А.С. Пушкина). Не удивительно, что и Марина была образованнейшим человеком.

С детства она была погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себя Гете и немецких романтиков, очень любила Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Она рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь».

«Пушкин заразил меня любовью. Словом любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел огонь любви к «гениям минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям.

Чтец 2:

Наши царства

Владенья наши царственно богаты,

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, поле, скаты

И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе - феи, добрые соседки,

Владенья наши делит темный лес.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облако в выси небес.

Но день прошел, и снова феи - дети,

Которых ждут и шаг которых тих...

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?

Ведущий: Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивно-отроческих стихов, была другою. За это время она перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории.

Чтец 1 :

Генералам 1812 года

(отрывок)

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вам все вершины были малы

И мягок самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

Три сотни побеждало - трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли!

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие -

И весело переходили

В небытие.

Ведущий: Посвящено это стихотворение мужу Марины - Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж она вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь сначала была безоблачной, но это продолжалось недолго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми годами ее жизни.

Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Чтец 2:

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим...

И, наконец, чтоб было всем известно! -

Что ты любим! Любим! Любим! Любим! -

Расписывалась радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! Под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест-накрест перечеркивала имя...

Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!

Не проданное мной! Внутри кольца!

Ты уцелеешь на скрижалях.

Ведущий: В начале совместной жизни она сказала: «Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто ее понял, и, поняв, полюбил. А, вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: «... всю жизнь напролет пролюбила не тех...»

Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причина частых и горьких разочарований.

Чтец 1:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

И слезы ей - вода, и кровь -

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит по всей земли:

Вчера еще - в ногах лежал!

Ровнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, что терплю и бедствую?»

«Отцеловал - колесовать:

Другую целовать», - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот, что ты, милый, сделал - мне.

Мой милый, что тебе - я сделала?

Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть - садовница.

Само - что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое... –

За все, за все меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

Ведущий: До революции Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений.

А между тем шла I Мировая война. Трагично и горестно звучат стихи этого периода. Голос в защиту страдающего человека в стихах Цветаевой хорошо слышен.

Чтец 2:

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!

Мать крест надевала солдату,

Мать с сыном прощалась навеки...

И снова из сгорбленной хаты:

«Простите меня, реки!»

«Простите меня, мои горы!»

Ведущий: В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без враждебности и раздражения. С 1917 года для нее настает пора испытаний. Неумолимое Время постоянно вторгается в такую дорогую ей личную жизнь. Сергей Эфрон уезжает на Дон, где формировались первые части Белой армии. Россию он любил фанатично. И служа в Деникинских войсках, свято верил, что спасет ее.

Белая гвардия - путь твой высок.

Черному дулу - пуля в висок.

Почти три года жила Марина в голодной Москве. Она терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее остались две дочери - Ариадна и Ирина. Прокормиться было трудно, но она старалась, как могла. К сожалению, она была очень неумела в быту.

Чтец 1:

Сижу без света и без хлеба,

И без воды.

Затем и насылает беды

Бог, что живой меня на небо

Взять замышляет за труды.

Сижу, - с утра ни корки черствой –

Мечту такую полюбя,

Что - может - всем моим покорством

– Мой Воин! - выкуплю тебя.

Ведущий: Осенью 19-го года Марина по совету друзей отдала дочерей в приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.

Несмотря на эти трагические события, Марина Цветаева продолжает писать. Но ее голос резко меняется. Из стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором.

Чтец 2:

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите все мое добро,

Скажите - или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке - лишь горстка пепла!

И это все, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых,

И это все, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

Ведущий: С 1917 по 1920 гг. Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не выходит. Знают ее лишь завзятые любители поэзии. Помимо этого выяснилось, что Сергей Эфрон уехал в Чехию, стал эмигрантом. И Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за рубежом: сначала - Германия, потом - Чехия. В Чехии они прожили более трех лет. Здесь в 1925 году у них родился сын Георгий.

И, наконец, Франция... Здесь Цветаева прожила тринадцать с половиной лет. Вскоре после приезда, в феврале 1926 года, в одном из парижских клубов состоялся ее литературный вечер, который принес ей триумф, известность, но и одновременно нелюбовь и зависть очень влиятельных людей.

В 1928 году появился последний прижизненный сборник «После России». Нищета, унижение, бесправие окружали ее со всех сторон.

«В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке», - вспоминала Марина Ивановна. Найти постоянную работу в охваченной безработицей Франции было практически невозможно.

Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на Родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.

Чтец 1:

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывам млечным.

Мне безразлично, на каком

Непонимаемой быть встречным!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина...

Ведущий: 18 июня 1939 года Марина Ивановна с сыном вернулась в Россию. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа.

Марина Ивановна осталась без квартиры, без средств к существованию.

«Уж коль впустили, то нужно дать хоть какой-то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали: если так...», - писала она.

Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат решил издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.

Чтец 2: В начале Великой Отечественной войны Марина Цветаева с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой город Елабугу на Каме. Но там навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, она съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

Ведущий: «...Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - все меньше и меньше... Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами - крюк... Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно... Я не хочу умереть. Я хочу не быть».

Она повесилась 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном.

Могила ее затерялась.

Чтец 1:

Удар, заглушённый годами забвенья,

Годами незнанья.

Удар, доходящий - как женское пенье,

Как конское ржанье.

Удар - заглушённый, замшенный - как тиной.

Так плющ сердцевину

Съедает и жизнь превращает в руину...

Как нож сквозь перину!

Оконною ватой, набившейся в уши,

И той, заоконной:

Снегами - годами - пудами бездушья

Удар - заглушённый.

Ведущий: Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Цветаевой, видишь, сколько испытаний выпало на ее долю. Ей, наверное, хотелось крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя самым обездоленным человеком?».

Чтец 2:

Мне так же трудно до сих пор

Вообразить тебя умершей,

Как скопидомкой мильонершей

Средь голодающих сестер.

Что сделать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть.

В молчаньи твоего ухода

Упрек невысказанный есть.

Всегда загадочны утраты.

В бесплодных розысках в ответ

Я мучаюсь без результата:

У смерти очертаний нет.

Тут все - полуслова и тени,

Обмолвки и самообман,

И только верой в воскресенье

Какой-то указатель дан.

Зима - как пышные поминки:

Наружу выйти из жилья,

Прибавить к сумеркам картинки,

Облить вином - вот и кутья.

Пред домом яблоня в сугробе.

И город в снежной пелене -

Твое огромное надгробье,

Как целый год казалось мне.

Лицом повернутая к Богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели.

Б.Л. Пастернак, 1943г.

ЛИТЕРАТУРА.

2. Кудрова И. Версты, дали...: Марина Цветаева: 1922 - 1939. - М.: Сов. Россия, 1991.

3. Поликовская Л. «...Все - сердце и судьба» // Цветаева М.И. За всех - противу всех!: Судьба поэта: в стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах / сост. Л.В. Поликовская, М.Долгова.- М.: Высш.шк., 1992.

4. Цветаева А.И. Воспоминания.- М.: Сов. писатель, 1974.

5. Цветаева М.И. Сочинения. в 2-х т. / сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. А. Саакянц.- М.: Худож. лит., 1988.

6. Цветаева М.И. Неизданное. Семья: история в письмах / сост., подгот. текста, коммент. Е.Б. Коркиной. - М.: Эллис Лак, 1999.

7. Эфрон А.С. О Марине Цветаевой: воспоминания дочери. - М.: Сов. писатель, 1989.

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

  • Сообщить познавательные сведения о жизни и творчестве Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
  • Способствовать развитию познавательного интереса.
  • Способствовать выявлению творческих способностей и дарований у студентов.
  • Способствовать воспитанию и развитию эстетического вкуса.
  • Способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Оснащение вечера:

  • Выставка книг М. Цветаевой.
  • Сувениры вечера – стихи М. Цветаевой.
  • Букет рябины красной.
  • Стенгазета «Одноколыбельники» и «Страницы жизни»
  • Музыкальное оформление.

План вечера:

  1. Вступление.
  2. Познавательная информация.
  3. Выступление гостей вечера.
  4. Сувениры на память.
  5. Заключительное слово.

ХОД ВЕЧЕРА

Звучит романс «У зеркала» в исполнении А. Пугачевой (стихи М. Цветаевой, музыка М. Тавердиева).

Ведущая: Имя Марины Цветаевой, ее творчество известно во всем мире. Еще школьниками мы знакомимся с ее стихами, с ее прозой. Многие из нас и сегодня могут вспомнить и прочесть наизусть полюбившиеся строки из творчества Марины Ивановны. Спустя многие годы после первой встречи с творчеством Цветаевой мы непременно возвращаемся к ее стихам и воспринимаем их уже через призму своих переживаний.
Сегодня наш литературный вечер посвящен 116 годовщине со дня рождения М.И. Цветаевой.
Мы расскажем о жизни Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, об их удивительной встрече, об их любви, об их семейной жизни и трагической гибели.

Чтец 1.

Читает стихотворение М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»

Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Чтец 2. 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском пляже восемнадцатилетняя Марина Цветаева увидела красивого юношу перебиравшего гальку, которой был усеян берег. Ее поразили глаза юноши – огромные серо-голубые, печальные. Она тут же загадала: если он отыщет и подарит ей сердолик – любимый ее камень, то она станет его женой. Из груды камней юноша извлек один – единственный – это был сердолик – протянул Марине.
Вся предыдущая жизнь врозь оказалась лишь подготовкой к их жизни «вместе». Незадолго до коктебельской встречи каждый из них пережил свою трагедию. Объединенные смертью, Марина и Сергей, бросились друг к другу в объятия, чтобы выжить.

Чтец 3. На вопрос, кто же его невеста, Сергей с гордостью сообщил. «Это – самая великая поэтесса в мире, ее зовут Марина Цветаева». «А на что же вы будете жить?» – допытывалась сестра. «Не беспокойся, Марина – богатая, первое время проживем «так», а потом будем зарабатывать». «Чем?» «Марина – стихами, я – прозой».
Безмятежное счастье молодых омрачало одно обстоятельство – болезнь Сергея. Туберкулез – родовое проклятие семьи Эфронов – не обошел стороной и этого хрупкого юношу. Марина с жаром взялась за его лечение. Повезла на кумыс в Уфимские степи. Горячо поддержала идею провести зиму в Крыму, на чем настаивали врачи. Понять и принять чужую боль способен лишь человек, сам испытавший подобное. Мать Цветаевой – Мария Александровна умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет, а ее сестре Анастасии 12 лет.

Чтец 4.

Читает стихотворение М. Цветаевой «Маме».

В старом вальсе
Штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды
Все живые
И отрадный беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты.
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложены в сердца.

К детским снам, клонясь неутомимо
Без тебя лишь месяц в них глядел!
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто
Печален,
Скучен смех и чужд домашний
Кров…
Наш корабль не в добрый миг отчалил
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

Чтец 5. Как и обещал Сергей сестре, они с Мариной с головой ушли в творчество и уже спустя несколько месяцев после венчания издали две книги – книгу стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» и прозу Сергея Эфрона «Детство». Марина посвятила книгу Сергею, а он свою – ей.
Осенью 1912 года у молодой четы появляется еще один плод счастливой любви – дочь Аля.

Чтец 6.

Читает стихотворение М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности жена, не на бумаге, –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскидистых бровей –
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и
Умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Чтец 7. Сергей не мог не сознавать всю «неравность» своего брака с Мариной – «неравность» их одаренности. Возможно, это сознание невольного соперничества подтолкнуло его к мысли оставить литературу и попытать счастья на ином поприще – театральном. К этому времени относится начало знакомства Цветаевой с демонической женщиной, известной в литературных салонах Москвы поэтессой Софьей Парнок.
Душевное смятение Сергея, которое он до поры до времени таит, требует выхода. Неожиданное разрешение предлагает сама история. Начинается первая мировая война, и Сергей тут же решает идти добровольцем на фронт. Весть об этом застает Цветаеву в Белоруссии, где она вместе с Софьей Парнок проводит время на водах. В Москву, сестре Сергея, летит письмо, полное отчаяния и тревоги.
«…Я уже 8 дней не знаю, где Сережа, и пишу ему наугад то в Белосток, то в Москву… Сережу я люблю на всю жизнь, он мне родной, никогда и никуда от него не уйду».

Чтец 8. Эфрон был офицером Добровольческой армии и, сражался с большевиками сначала на Дону, а затем в Крыму, в конце концов, разделил горькую долю тысяч и тысяч соратников по оружию, оказавшись в эмиграции. Более четырех лет Марина Цветаева ничего не знала о муже – жив ли, а если жив, то где? В полном неведении о его судьбе, в голодной и холодной послереволюционной Москве она буквально борется за выживание – свое и своих детей (вторая дочь Цветаевой и Эфрона Ирина родилась и перед самой революцией и, прожив всего три года, умерла от голода в одном из московских приютов).
Марину спасает Поэзия. Несмотря ни на что она продолжает писать. Стихи той поры адресованы мужу. Из письма: «Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…» 14 июля 1921 года Марина Цветаева получает через Эренбурга драгоценную весть – ее любимый жив и находится в Константинополе.
«Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела…»
Итак, связь налажена. Сомнений «ехать – не ехать не существует. Оба Знают – они созданы друг для друга и должны быть вместе.

Чтец 9. Читает стихотворение М. Цветаевой «Отцам».

Чтец 10. 11 мая 1922 года М. Цветаева с десятилетней Алей выезжает в Берлин.
Сергей Эфрон уже в Праге, он поступил в Карлов университет, стал студентом и с нетерпением ждет воссоединения с семьей. Жизнь в Чехии для семьи была трудной. Марине с трудом удается отвоевать себе место и время для творчества.

Чтец 11.

Читает стихотворение М. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано».

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Чтец 12. 1 февраля 1925 г. у Марины Цветаевой и Сергея Эфрона рождается сын Мур, полное имя – Георгий. Семья переезжает в Париж. Признанный центр русской эмиграции встретил Марину Ивановну с восторгом. Почитатели устраивали литературные вечера, на которых выступала Цветаева, и которые кроме успеха, давали приличный заработок.
В Париже Сергей Эфрон становится одним из создателей «Общества возвращения» – желающих вернуться в Россию. Но он не знал, и не мог не знать, что на него давно «положили глаз» профессионалы из НКВД.

Чтец 13. Дочь Ариадна Эфрон, всецело разделявшая взгляды отца, уезжает вместе с ним в Россию. Рвется туда и Мур. Цветаева прекрасно понимала, что ничего хорошего там их не ждет. 1937 год. Дар провидицы никогда ее не обманывал. Выбора, однако, не было. Она должна находиться там, где Сережа.

Чтец 14. То, что произошло с семьей в Советском Союзе трагично. Осенью 1939 года арестована дочь и муж. Почти два года Цветаева тщетно пытается отстоять дорогих ей люде, доказывая их невиновность. Война с Германией обостряет ситуацию. Волею судьбы Марина с сыном оказывается в Елабуге.

Чтец 15.

Читает стихотворение М. Цветаевой «Идешь, на меня похожий»

Идешь, на меня похожий,
Глаза, устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,
Что я появляюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –

Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу, опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Чтец 16. Вспомним поразительные пророчества Марины Цветаевой. В день рождения сына она в тревожных предчувствиях – мальчику же «на войну придется». И не ошиблась. В 19 лет молодой боец Красной Армии Георгий Эфрон отправится на войну и сложит голову в первой же атаке…
Предугадает она и тяжелую долю своей дочери Ариадны. Девочке едва исполнится год, а Цветаева останавливает будущих палачей:

«Аля! – Маленькая тень
На огромном горизонте.
Тщетно говорю: не троньте…»

Чтец 17. В беспросветном голодном 1921, в тревоге за судьбу мужа и постоянных мыслях о смерти Цветаева пишет пронзительные стихи, предвидя свой и его конец:

«Чем с другим к венцу –
Так с тобою к стеночке.
Ну-кось, до меня охочь!
Не зевай, брательники!
Так вдвоем и канем в ночь:
Одноколыбельники».

«Одноколыбельники»… как появились на свет так и «канут в ночь» один за другим, не важно, кто первый, кто второй.

Ведущая. Мистика счастливых и трагических совпадений то озаряла, то обжигала «совместность» Сергея и Марины от рождения до почти одновременной гибели. В каждой семье есть тайна любви. Это только их тайна, двух любящих. И разгадать ее невозможно.

Звучит романс М. Таривердиева на стихи М. Цветаевой «Мне нравится» в исполнении А. Пугачевой.

Ведущая. В память о сегодняшнем вечере каждому гостю мы вручаем стихотворение М. Цветаевой. (Раздаются подарки – стихи).

Список литературы :

  1. Цветаева М.И. Стихотворения. Проза., – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1990 г.
  2. Цветаева М.И. Стихотворения., – Ашхабад «Туркменистан», 1986 г.
  3. Цветаева М.И. Избранное., – Москва «Просвещение», 1990 г.

Цель:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московской области Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Методическая разработка литературно - музыкального вечера о жизни и творчестве М.И. Цветаевой

«Судьба, характер, поэзия»

Разработала: Воспитатель общежития: И.А. Лачина

Дубна 2014г.

Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой

« Судьба, характер, поэзия»

Цель: эстетическое воспитание молодёжи. Развитие умственных сил, способностей и дарований, познавательных интересов и активности, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение студентов к прекрасному миру поэзии и музыки, формирование эстетического идеала, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.

Задачи: приобщение к русской поэзии. Познакомить с творчеством и судьбой Марины Цветаевой, вызвать положительные эмоции, развивать чувство прекрасного и возвышенного, посредством музыкальных произведений и стихов способствовать развитию коллектива, дружбы и взаимопонимания.

Оформление: на занавесе название вечера: «Судьба, характер, поэзия». На сцене журнальный столик, покрытый кружевной скатертью, подсвечник с зажженными свечами, портрет М. Цветаевой. Около стола стоят два стула, задрапированные материей; на один из них садятся по очереди чтецы. Второй стул весь вечер остаётся свободен. В зале размещается выставка книг о М. Цветаевой и её творчестве. На рабочем столе размещены технические средства, необходимые для проведения вечера: музыкальный центр, ноутбук.

Ход вечера

1 ведущая:

Добрый вечер дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы хотим познакомить Вас с жизнью и творчеством знаменитого поэта серебрянного века Марины Ивановны Цветаевой.

Исполняется романс « Под лаской плюшевого пледа» на слова М.Цветаевой

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Всё в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не измеряют уже до самого конца. Такой и была судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины XX - ого века.

Читает стихотворение « Красною кистью рябина зажглась...» Лачина И.А.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов.

День был субботний: Иоанн Богослов.

Мне и доныне хочется грызть красной рябины

Горькую кисть.

Так писала сама Марина Цветаева о своём появлении на свет. Она родилась 26 сентября 1892 г. в Москве. Отец - сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств (теперь это музей А.С Пушкина). Герой труда. Умер в Москве, после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку огромную, трудо - и трудоприобретённую, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей. Мать-польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё. Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас Цветаевых, в Москве три библиотеки. Отдал бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать. У Марины Цветаевой рано проявились поэтические способности.

2 ведущая:

Читает первую часть стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины...» Валимова. О.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и надгробные плиты...

В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

1 ведущая:

Это ещё одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени; Марина означает « морская». А раз она морская волна, значит - изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причём - сразу по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трёхпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека.

Читает стихотворение из цикла «Стихи к Пушкину ». Ермаков И.

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен,

Пушкин - в роли монумента?

Гостя каменного? - он,

Скалозубый, нагловзорый

Пушкин - в роли Командора?

Критик - ноя, нытик - вторя:

«Где же пушкинское (взрыд)

Чувство меры?» Чувство - моря

Позабыли - о гранит

Бьющегося? Тот, соленый

Пушкин - в роли лексикона?

Две ноги свои - погреться -

Вытянувший, и на стол

Вспрыгнувший при Самодержце

Африканский самовол –

Наших прадедов умора –

Пушкин - в роли гувернера?

2 ведущая:

Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии - А.С. Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин». Поэт стремительно и властно вошёл в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят её записи в личных дневниках, в творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах. Она пишет 26 января 1937 года: «Стихи к Пушкину» совершенно не представляю себе, чтобы кто-нибудь осмелился читать, кроме меня... Опасные стихи... Они внутренне - революционны, внутренне - мятежные...».

Читает ещё одно стихотворение из цикла «Стихи к Пушкину». Борисов В.

Петр и Пушкин

Не флотом, не потом, не задом в заплатах, не Шведом у ног,

Не ростом - из всякого ряду,

Не сносом - всего, чему срок,

Не лотом, не ботом, не пивом Немецким сквозь кнастеров дым,

И даже и не Петро-дивом Своим (Петро-делом своим!).

И большего было бы мало (Бог дал, человек не обузь!) - Когда б ни привез Ганнибала - Арапа на белую Русь. Сего афричонка в науку взяв, всем россиянам носы утер и наставил, - от внука - то негрского - свет на Руси!

Уж он бы вертлявого - в струнку не стал бы! - «На волю? Изволь! Такой же ты камерный юнкер, Как я - машкерадный король!»

Поняв, что ни пеной, ни пемзой - Той Африки, - царь-грамотей решил бы: «Отныне я - цензор твоих африканских страстей».

1 ведущая:

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и многими другими талантливейшими людьми конца XIX - начала XX веков. Им она посвящала свои стихи, со многими общалась, с некоторыми дружила. Но настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Блок, с которым она не была даже знакома. Только дважды посчастливилось поэтессе видеть его в мае 1920 года в Москве во время выступлений. По мнению Цветаевой, «святое сердце Александра Блока» вобрало в себя все беды и страдания, все тревоги и печали человечества. Своему кумиру Марина Цветаева посвящает цикл «Стихи к Блоку».

Читает стихотворение из цикла «Имя твоё - птица в руке…» Сергиенко А.

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток...

С именем твоим - сон глубок.

Нельзя говорить о Марине Цветаевой, не говоря о самой главной способности, её страсти - способности любить, вернее, невозможности не любить. Любовь, по Цветаевой, синоним жизни, вне любви - жалкое существование без смысла и цели.

Читает стихотворение «Летят они,- написанные наспех…» Лантус Н.

Летят они, - написанные наспех,

Тяжёлые от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

И слышу я, что где - то в мире - грозы,

Что амазонок копья блещут вновь…

А я - пера не удержу! Две розы

Сердечную мне высосали кровь.

2 ведущий:

« Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил, так хочу ему помочь, « пожалеть», что он пугается или того, что я его люблю, или того, что он меня любит… Мне всегда хочется, сказать, крикнуть: « Господи, Боже мой! Да я от вас ничего не хочу. Вы можете уйти и вновь прийти, уйти и никогда не вернуться - мне всё равно, я сильна, мне ничего не нужно, кроме своей души!».

Она называла это качество «безмерностью в мире мер». Как раздражало её это качество многих и многих, как не хотели простить ей непохожести, безудержности, самого высокого градуса горения жизни!

Читает стихотворение «Что же мне делать, слепцу и пасынку…» Лагуткин А.

Что же мне делать, слепцу и пасынку,

В мире, где каждый отч и зряч,

Где по анафемам, как по насыпям –

Страсти! Где насморком

Назван - плач!

Что же мне делать, ребром и промыслом

Певчей! - как провод! загар! Сибирь!

По наважденьям своим - как по мосту!

С их невесомостью в мире гирь.

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновенья хранят, как в термосе!

С этой безмерностью в мире мер?!

1 ведущий:

Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!), к подругам по гимназии. В.Я. Брюсов, которому Цветаева послала сборник с просьбой « посмотреть его», дал довольно суровый отзыв, хотя и назвал его «хорошей школой». Этот достаточно пренебрежительный отзыв сыграл, однако, свою роль: он утвердил в Цветаевой уверенность в том, что её долг, - невзирая ни на что, оставаться самой собой, быть предельно искренней.

Не писать она не может и пишет при любых обстоятельствах, что и провозглашает в статье: «Все мы пройдём. Через пятьдесят все мы будем в земле. Будут новые лица под вечным небом, и мне хочется крикнуть всем ещё живым: Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох! Записывайте точнее! Нет ничего неважного!»

Читает стихотворение «Идёшь на меня похожий…» Куликова Н.

Идёшь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускал - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звал меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя.

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

И пусть тебя не смущает

2 ведущая:

1906 год, Коктебель... Марина в гостях у друга семьи - Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим в последствии её мужем. Всё было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или в серьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нём она пишет такие восхищённые строки: «Серёжу я люблю бесконечно и на веки... Я постоянно дрожу над ним... Мы никогда не расстанемся. Наша встреча - чудо... Он мой родной на всю жизнь».

Читает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо...» Литау А.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его,углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие - в роковые времена –

Слагают стансы - и идут на плаху.

1 ведущая:

К сожалению, семейное счастье Марины было бы недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война... Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь война - белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у неё на руках две дочери - Ариадна и Ирина, которая умрёт в приюте от голода, холода и болезней. Марина ждёт хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив... В этот тяжёлый для неё период Цветаева записывает в дневнике: «Если Бог сделает это чудо - оставит вас в живых - я буду ходить за вами, как собака». В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны...

Читает стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел...» Шайкина М.

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей - вода, и кровь -

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал - колесовать:

Другую целовать», - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

За всё, за всё меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!

Сейчас для Вас исполняют вальс на музыку М. Цветаевой «Генералам 12 года » Юкалова В. и Лагуткин А.

2 ведущая:

Наконец свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила « благую весть» о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тот час выезжает за границу с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын - Георгий. Марина Цветаева вместе с семьёй 13 лет из 17 проживает в Праге, столице Чехии. Были и вчера с чтением стихов, и редкие праздники, и новые лица, часто приятные, но пресловутая «безмерность в мире мер» и здесь не могла ничем помочь ей в жизни, в быту, неустроенном и подчас кошмарном, высасывающем все силы... «Я здесь никому не нужна. Есть - знакомые. Никакой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая не - человечность... Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».

Читает стихотворение « О слёзы на глазах...» Куприянчик В.

«О слёзы на глазах-

Плач гнева и любви.

О, Чехия в слезах,

Испания в крови!

О, чёрная гора,

Закрывшая весь свет,

Пора, пора, пора

Творцу вернуть билет,

Отказываюсь быть.

В бедламе нелюдей

Отказываюсь жить,

С волками площадей

Отказываюсь выть,

С акулами равнин

Отказываюсь плыть,

Вниз по течению спин,

Не надо мне не дыр

Ушных, ни вещих глаз,

Не твой безумный мир

Ответ один - отказ

Быстрее всех ощутил трагедию изгнание в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте, и в 1937 году уезжает вместе с Ариадной в Москву, не зная ещё о том, что им придётся испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину. Отец и дочь уже там, пока ещё не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа её с сыном не провожал никто. Москва, Голицыно, Болшево - они почти не чем не отличались друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без «надобны в себе» и абсолютно без всяких надежд...

1 ведущая:

Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Великая Отечественная война... Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941 год. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955г. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остаётся один на один с одиночеством, с неразрешимой проблемой с неизвестностью о судьбе мужа и дочерей. Доведённая до полного отчаяния, покинувшая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счёты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было ещё и пятидесяти лет...

Читает стихотворение « Пригвождена» Юкалова В.

Пригвождена

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите - или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке - лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

В память о поэтессе исполняется танцевальная композиция на песню « Я тебя отвоюю...» певицы Ирины Аплегровой на слова М. Цветаевой.

(Дуэт юноши с девушкой танцуют танго. Девушка исполняет танец в атласном белом платье и босиком. Юноша в строгом костюме).

2 ведущая:

Город Елабуга станет последним пристанищем неукротимой души поэта. Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942г. погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: «К Марине Цветаевой».

1 ведущая:

Читает стихотворение « Моим стихам, написанным так рано…» Просоедова А.

Антология русской поэзии

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

А сейчас мы приглашаем всех участников на сцену для поклона и получения сладких призов и благодарим всех гостей пришедших на этот вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.

(Звучат романсы и песни на слова Марины Цветаевой).


и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислала Светлана Радченко учитель СШ № 121 г. Днепропетровска

... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Учитель: М. Цветаева Русская поэзия наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды мне ближе и дороже образ М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного человека.

Ведущий: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств) , до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, - по выражению дочери, завела их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".

Ведущая: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: "Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок".

Ведущий: Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: "Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь". Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.

Чтец:

Красною кистью Рябина зажглась Падали листья Я родилась. Спорили сотни Колоколов День был субботний Иоанн Богослов Мне и доныне Хочется грызть Красной рябины Горькую кисть.

Ведущая: (Звучит музыка Бетховена. ) Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.

Ведущий: Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки) , печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.

От лица Цветаевой: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускаю довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.

Критик: Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность", "непосредственные черты жизни", предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в "домашность" и разменять свои темы на "милые пустяки": "Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки".

Ведущая: В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей: Ты все мне поведал - так рано!

От лица Цветаевой:

Я все разглядела - так поздно! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос... Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи... Люблю тебя призрачно- давний, Тебя одного - и на век!

Критик : В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.

Таковы столпы первого возведенного Мариной Цветаевой здания поэзии. Какое оно еще пока ненадежное, это здание; как зыбки его некоторые части, сотворенные полудетской рукой. Немало инфантильных строк - впрочем, вполне оригинальных, ни на чьи не похожих: - "Кошку завидели, курочки Стали с индюшками в круг... " Мама у сонной дочурки Вынула куклу из рук.

Чтец: стихотворение"У кроватки".

Критик : Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь - безудержная и страстная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!

От лица Цветаевой:

О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты мудрый, ты не скажешь строго: "Терпи еще не кончен срок". Ты сам мне подал - слишком много! Я жажду сразу всех дорог!

................................

Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след... Ты дал мне детство - лучше сказки И дай мне смерть - в семнадцать лет!

Ведущий: Нет она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они - лишь поэтический прием.

Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней! ") . Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.

Критик: В стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог! ". Они появятся во множестве - разнообразные дороги цветаевского творчества.

В стихах "Вечернего альбома" рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудреную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки. "В Люксембургском саду", наблюдая с грустью играющих детей и их счастливых матерей, завидует им: "Весь мир у тебя", - а в конце заявляет: Я женщин люблю, что в бою не робели Умевших и шпагу держать, и копье, Но знаю, что только в плену колыбели Обычное женское- счастье мое!

В "Вечернем альбоме" Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе.

"Вечерний альбом" завершается стихотворением "Еще молитва". Цветаевская героиня молит создателя послать ей простую земную любовь.

Чтец: стихотворение «Ещё молитва».

Критик: В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между "землей" и "небом", между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным и - мире - конфликта цветаевской поэзии: быта и бытия.

Вслед за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912г.) и "Из двух книг" (1913г.) - оба под маркой издательства "Оле - Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - "великолепная и победоносная" жила уже очень напряженной душевной жизнью.

Ведущая: Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи - все это было поверхностью, под которой уже зашевелился "хаос" настоящей, не детской поэзии.

В тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914г. она записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо") , но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.

Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.

Чтец:

Над городом отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной отвергнутой тобой. Царю Петру, и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. Пока они гремят из синевы Неоспоримо первенство Москвы. - И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей!

Ведущий: Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта. Во главе всего и вся царил, конечно, отчий "волшебный" дом в Трехпрудном переулке.

От лица Марины Цветаевой:

Высыхали в небе изумрудном Капли звезд и пели петухи. Это было в доме старом, доме чудном... Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, Превратившийся теперь в стихи.

Ведущая: Таким он предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Дом был одушевлен: его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей; столовая, напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных равнодушных встреч с "домашними", - столовая осиротевшего дома, в котором уже не было матери. Мы не узнаем их стихов Цветаевой, как выглядела зала или столовая, вообще сам дом, - "на это есть архитектура, дающая". Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами поэта всю жизнь.

От лица Марины Цветаевой:

Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера Этот тополь среди акаций, Цвета пепла и серебра...

Критик: Позднее в поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой богомольной женщины: Пойду и встану в церкви И помолюсь угодникам О лебеде молоденьком.

В первые дни 1917 года в тетради Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини.

В наиболее удавшихся стихах, написанных в середине января - начале февраля, воспевается радость земного бытия и любви.

От лица Марины Цветаевой:

Мировое началось во мне кочевье: Это бродят по ночной земле - деревья, Это бродят золотым вином - грозди, Это странствуют из дома в дом - звезды, Это реки начинают путь - вспять! И мне хочется к тебе на грудь - спать.

Ведущий: Многие из своих стихов Цветаева посвящает поэтам современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому, Эфрону.

От лица Марины Цветаевой:

В певучем граде моем купола горят, И Спаса светлого славит слепец бродячий... - И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова! - и сердце свое в придачу.

Ведущая: Но все они были для нее лишь собратьями по перу. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по "старинному ремеслу", а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими, вернее - себя ощущала собратом и соратником их, и о каждом считала себя вправе сказать, как о Пушкине: "Перья навостроты знаю, как чинил: пальцы не присохли от его чернил! ". Творчество лишь одного Блока восприняла Цветаева, как высоту столь поднебесную - не отрешенность от жизни, а очищенностью ею; что ни о какой сопричастности этой творческой высоте она, в "греховности" своей, и помыслить не смела - только коленопреклонением стали все ее стихи, посвященные Блоку в 1916 и 1920-1921 годах.

От лица Марины Цветаевой:

Зверю - берлога, Страннику дорога, Мертвому - дроги. Каждому свое. Женщине лукавить, Царю - править, Мне славить Имя твое.

Критик: Марина Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был факт, не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: "Проза поэта - другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово, и даже часто - мое. " Однако в отличие от поэтических произведений, где искала емкость и локальность выражения, в прозе же она любили распространить, пояснить мысль, повторить ее на разные лады, дать слово в его синонимах.

Проза Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости, значительности. Мелочи как таковые, у Цветаевой просто перестают существовать, люди, события, факты всегда объемны. Цветаева обладала даром точно и метко рассказать о своем времени.

Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с Пушкиным и что о не м узнала сначала. Она пишет, что Пушкин был ее первым поэтом, и первого поэта убили. Она рассуждает о его персонажах. Пушкин "заразил" Цветаеву словом любовь. Этому великому поэту она также посвятила множество стихов.

От лица Марины Цветаевой:

Бич жандармов, Бог студентов, Желчь мужей, услада жен, Пушкин в роли монумента? Гостя каменного? - он.

Ведущий: Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло по истине роковое происшествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была по меньшей мере ощутить ее как могучую и безграничную стихию.

В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.

Ведущая: Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего для Цветаевой наступило жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных "фракций" и "партий", сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора.

Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не придавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты.

От лица Марины Цветаевой:

Берегитесь могил: Голодней блудниц! Мертвый был и сенил: Берегитесь гробниц! От вчерашних правд В доме смрад и хлам. Даже самый прах Подари ветрам!

Ведущий: Дорогой ценой купленное отречение от мелких "вчерашних правд" в дальнейшем помогло Цветаевой трудным, более того - мучительным путем, с громадными издержками, но все же прийти к постижению большой правды века.

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала, не покладая рук.

Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов.

Критик: Самое ценное, самое несомненное в зрелом творчестве Цветаевой - ее неугасимая ненависть к "бархотной сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. "Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью". С течением времени понятие "Родина" для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции ("лавина из лавин") , она начинает чутко прислушиваться к "новому звучанию воздуха".

Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон", "О неподатливый язык... ", сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии.

От лица Марины Цветаевой: (Звучит музыка Вивальди )

Покамест день не встал С его страстями стравленными, Из сырости и шпал Россию восстанавливаю. Из сырости - и свай, Из сырости - и серости. Пока мест день не встал И не вмешался стрелочник.

.........................

Из сырости - и стай... Еще вестями шалыми Лжет вороная сталь Еще Москва за шпалами!

Критик: К 30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное значение для понимания поэзии Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл "стихи к сыну". Здесь она во весь голос говорит о Советском Союзе, как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед - в будущее, и в само мироздание - "на Марс".

От лица Марины Цветаевой:

Ни к городу и ни к селу Езжай, мой сын, в свою страну, В край - всем краям наоборот! Куда назад идти - вперед Идти, - особенно - тебе, Руси не видавшие. ................................ Нести в трясущихся горстях: "Русь - это прах, чти- этот прах! " От неиспытанных утрат Иди - куда глаза глядят! ................................ Нас родина не позовет! Езжай, мой сын, домой - вперед В свой край, в свой век, в свой час - от насВ Россию вам, в Россию - масс, В наш - час страну! В сей - час - страну! В на - Марс - страну! В без - нас страну!

Ведущая: Русь для Цветаевой - достояние предков, Россия - не более как горестное воспоминание "отцов", которые потеряли родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь, а "детям" остается один путь - домой, на единственную родину, в СССР. Столь же тверждо Цветаева смотрела и на свое будущее. Она понимала, что ее судьба - разделить участь "отцов". У нее хватало мужества признать историческую правоту тех, против которых она так безрассудно восставала.

Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехославакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине "плач гнева и любви", Цветаева теряла уже надежду - спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее, - как крик живой, но истерзанной души.

От лица Марины Цветаевой:

О, черная гора, Затягившая весь свет! Пора - пора пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь быть В Бедламе нелюдей Отказываюсь - жить С волками площадей.

Ведущий : На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того - в обрез.

В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело ей дались эти семнадцать лет на чужбине. Она мечтала вернуться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее стихам "как драгоценным винам настанет свой черед".

Критик: Марину Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать - по особому распеву, неповоротным ритмам, не общей интонацией. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала также конкретность этой домашней лирики.

При всей своей романтичности юная Цветаева не поддалась соблазнам того безжизненного, мнимого многозначительного декадентского жанра. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути.

Марина Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком.

Учитель: (Звучит музыка Бетховена. )

Одним близка ее ранняя лирика, другим - лирические поэмы; кто-то предпочитает поэмы - сказки с их могучим фольклорным разливом; некоторые станут поклонниками проникнутых современных звучанием трагедий на античные сюжеты; кому- то окажется ближе философская лирика 20-х годов, иные предпочтут прозу или литературные письмена, вобравшие в себя неповторимость художественного мироощущения Цветаевой. Однако все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

"Цветаева звезда первой величины. Кощунство кощунств - относиться к звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных ископаемых. Звезды - это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам непостижима... " - так отозвался о творчестве Цветаевой, поэт Латвии О. Вициетис. Мне кажется, что время увидело Марину Цветаеву, признало ее нужной и позвало. Она пришла уверенно, ее позвал ее час, ее настоящий час. Теперь видно - в чем и насколько она была впереди.

ЛИТЕРАТУРА 1. Марина Цветаева. Избранное. М, "Просвещение" 1989г. 2. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. М., "Советская Россия" 1988г. 3. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М., "Художественная литература" 1990г.

Литературный вечер "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: