Плитка

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе. Перспективный план работы по экспериментальной деятельности в старшей группе Перспективный план работы по экспериментированию в старшей группе

по экспериментальной деятельности детей

в старшей группе

Сентябрь.

1. "Воздух и его свойства" - формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. («Познавательно исследовательская деятельность» Н. Е. Веракса, О. Р. Галиягов стр. 61)

2. "Прозрачная вода" - расширение представлений о свойствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 66)

3. "Солнечные зайчики" - расширение представлений о свойствах света. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 73)

4." Игры с песком" - закрепление представлений о свойствах песка. Развитие любознательности, наблюдательности, конструктивных умений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 76)

Октябрь.

1. "Термометр и температура" - формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 76)

2. "Часы и время" - формирование представлений о времени.

3. "Газ-свойство воздуха" - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 90)

4. "Отражение света. Зеркало. " - развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.

Ноябрь.

1. "Воздух вокруг нас" - формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. («Познавательная исследовательская деятельность» стр. 63)

2. "Термометр" - формирование представлений о теплопередачи, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. («Познавательно исследовательская деятельность» стр. 68)

3. "Чудо-вода" - закрепление знаний об агрегатном состоянии воды, развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы в экспериментировании с жидкостями. («Конспекты занятий» стр. 97)

4. "Сравнение песка и камня" - уточнять представление детей о свойствах песка и камня, объектов неживой природы. Развивать умение сравнивать материалы проводя элементарные эксперименты. Познакомить с увеличительной лупой. («Конспекты занятий» стр. 106)

Декабрь.

1. "Эксперименты с водой" - Закрепление свойств воды в процессе экспериментирования. Знакомство с человечками жидкого вещества. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 99)

2. "Отчего происходит смена дня и ночи" - развитие умений устанавливать причинно-следственные отношения.

3."Удивительные свойства льда" - расширение представлений о свойствах льда. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 78)

4. "Всё увидим, всё узнаем" - формирование представлений об увеличительном стекле - лупе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 72)

Январь.

1. "Свойства твёрдого вещества" - знакомство с человечками твёрдого вещества. Развивать у детей исследовательский интерес, творческие способности, умение зарисовывать опыты. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 224)

2. "Снег и лёд" - знакомство детей с тем, что большую часть земли занимает вода, уточнить представление детей о разных состояниях воды. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 231)

3. "Испытание магнита" - закрепление представлений о свойствах магнита. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 41)

4. "Вода растворяет некоторые вещества" - знакомство с новым свойством воды растворять некоторые вещества, развивать умение работать с моделями. («Конспекты занятий» стр. 135)

Февраль.

1."Маленькие волшебники" - расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 203)

2. "Лёгкий - тяжёлый" - сформулировать представление о свойствах камня. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 195)

3. "Воздух невидимка" - закрепление представлений о свойствах воздуха на основе элементарных опытов. («Конспекты занятий» стр. 138)

4. "Что узнал незнайка о сахарном песке и соли" - развитие познавательного интереса детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы. («Конспекты занятий» стр. 142)

Март.

1. "Поговорим о весне" - обобщить знания по теме весна, учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Воспитывать желание проводить опыты, эксперименты. («Конспекты занятий» стр. 149)

2. "Дышат ли прорастающие семена" - формирование представлений о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

3. "С водой и без воды, в тепле и в холоде" - формирование представлений о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений. (вода, свет, тепло)

4."Знакомый незнакомец апельсин"- формирование представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширение знаний детей о составляющих здорового образа жизни - показать зависимость здоровья от правильного питания. («Конспекты занятий «стр. 164)

Апрель.

1."Помощница водица" - развитие познавательной активности, подводить к пониманию экологических проблем. («Конспекты занятий» стр. 287)

2. "Стекло, фарфор, пластмасса" - развивать умение сравнивать внешний вид и качество материалов, целесообразность их применения.

3. "Волшебный лучик. Радуга" - показать детям что солнечный луч может стать разноцветным («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 42)

4. "Сравнение свойств песка и глины" - формирование знаний о свойствах песка и глины, обобщить представление об их использовании. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 39)

Май.

1. "Дерево, уголь" - знакомство детей с видами топлива, сравнивать материалы по внешнему виду, уточнить знания детей о их значении в жизни человека. («Конспекты занятий» стр. 296)

2. "Какими бывают камни" - формирование представлений о разнообразии внешнего вида камней. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 190)

3. "Где лучше расти" - формирование представлений о необходимости почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 180)

4. "Опыты и игры с песком и глиной" - показать детям наглядно связи между живым и неживым в природе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 171)


Перспективное

планирование

экспериментальной

деятельности

Старшая группа

Составила: Кокурина. Л. А.

Тема

Цель

Материал

Описание

Выводы
1 Вода нужна всем Дать детям представление о роли воды в жизни растений Букет цветов, сосуд с водой и без воды Один цветок без букета оставить без воды. Через некоторое время сравнить цветы в букете в воде и цветок без воды Вода ушла из цветка, испарилась. 2 В корнеплодах есть питательные вещества для растений Уточнить, что в корнеплодах есть питательные вещества для растений Корнеплод емкость с водой Обрезать корнеплод до половины, поместить в пластиковую емкость с водой, поставить в темное место. Дети наблюдают, за ростом зелени. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Корнеплод высох и дал ростки
3 Здравствуй ветер Познакомить с таким природным явлением как ветер. Миска с водой кораблики Детям дают мисочки с водой, в каждой миске свое море (вода окрашена). Дети – ветры. Они дуют на воду. Чем сильнее дуть тем больше волны. Опускают в воду кораблики, дуют, кораблики плывут. Так и большие корабли движутся благодаря ветру, без ветра они стоят. Ветер это движение воздуха. 4 Какой бывает вода Познакомить с некоторыми свойствами воды Стаканы с водой и с соком Воспитатель предлагает детям, попробовать сок и воду через соломинку. Есть ли у воды вкус? Какой вкус? У воды нет вкуса 5 Песчаный конус Дать представление, что песок может двигаться Сухой песок Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большее место у основания. Если долго сыпать песок образует сплавы; движение песка похоже на течение. Песок может двигаться. 6 Своды и тоннели Продолжить знакомить детей со свойствами песка Трубочка диаметром больше карандаша, карандаш, песок сухой Вставляем в трубочку (из склеиной бумаги) карандаш. Трубочку с карандашом засыпаем песком, так чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем. Вынимаем трубочку она не смята Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми. 7 Ходит капелька по кругу Дать элементарные знания о круговороте воды в природе. 2 миски с водой: большая и маленькая Две миски с водой поставить на подоконнике и наблюдать, из какой миски вода испариться быстрее. Когда в одной миске не станет воды, обсудить,куда она исчезла. Вода испарилась
8 Почва нужна растениям Установить необходимость почвы для жизни растений Влажные бумажные салфетки, семена крест-салата, почва, емкость для посадки. Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать семена крест-салата. Салфетки постоянно поддерживать во влажном состоянии. Часть семян поместить в почву. Где быстрей прорастут семена. Семена в почве проросли быстрее. Почва нужна для растений и для их роста. 9 Пар тоже вода Познакомить с некоторыми свойствами воды Термос с кипятком Взять термос с кипятком. Открыть его, чтоб дети видели пар. Помещаем над паром стекло, на нем образуются капельки воды. Пар превращается в воду. 10 Первые заморозки Показать зависимость состояния воды, от температуры воздуха 2 банки с одинаковым количеством воды В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице и в группе. На улице на воде появился лед. При низких температурах вода начинает замерзать 11 Водопроницаемость песка и глины Познакомить с некоторыми свойствами песка и глины Штатив, 2 воронки, вата, песок, глина, вода. Укрепить в штатив две одинаковые воронки. В каждую положите немного ваты. В одну досыпьте песок, в другую глину. Налить в них до верху воды. Наблюдать. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо. Песок сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающие свойства, сырая глина почти не пропускает воду. 12 Опыты с магнитом Выделить предметы и материалы, взаимодействующие с магнитом Магниты, вырезанный из пенопласта гусь, с вставленным в клюв металлическим стержнем, миска с водой, предметы из разных материалов. Дети с помощью магнита достают разные предметы из воды. Выясняют, какие предметы они выловили, а какие остались в воде. Магнит притягивает только металлические предметы.
13 Воздух Показать детям, что нас окружает воздух Емкость с водой, стакан Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получится? Попадет ли вода в стакан? Почему? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 14 Радуга в комнате Познакомить с природным явлением радугой Зеркало, емкость с водой Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Ловим зеркалом солнечный луч и направляем его на стену. Поворачиваем зеркало до тех пор пока не появится спектор. Вода выполняет роль призмы, разлагающий свет на его составляющие. 15 Защитные свойства снега. Познакомить с тем как снег защищает растение от замерзания. Три баночки с водой Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхности сугроба, зарытым не глубоко в снег, зарытым глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды Сделать вывод, что снег защищает корни растений от замерзания. 16 Что быстрее растает Закреплять представление о снеге, как особом состоянии воды. Три ведра, снег, лед Вносим в группу снег и лед – что быстрей растаит. В одно ведро помещаем рыхлый снег, во второе утрамбованный, в третий- лед. Рыхлый снег быстро таит чем лед и утрамбованный. 17 Лед – твердая вода Дать понять, что лед это одно из состояний воды Емкости, кусочки льда, сосульки. Принести сосульки в помещение, поместить каждую в отдельную емкость. Дети следят за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращать внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки кубики льда. Возьмите одну большую и несколько маленьких. Какая растает быстрей? Лед, снег – тоже вода. 18 Лед легче воды Выяснить, что легче лед или вода. Стакан с водой, лед. Опустить кусочек льда в стакан до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край Вода в которою превратится лед занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
19 Растения зимой находятся в состоянии покоя. Показать, что растения зимой находятся в состоянии покоя. Стакан с водой, ветка тополя. Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. Ветка начнет засыхать. Растение еще находится в в состоянии глубокого покоя. 20 Иней Показать детям, как образуется иней. Емкость с горячей водой, ветка Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? На ветке образовался иней. 21 На выявления значения влажности, тепла, света на рост растений. Продолжить знакомить, что для развития растений необходимы: свет, вода, тепло. 3 луковицы, емкость с водой и без, коробки Луковица помещается в банке без воды в уголке природы. Луковица помещается в банку с водой на подоконнике. Луковица помещается в банку с водой в закрытой коробке. Луковица помещается в банку с водой между рам или на улице. Посмотреть где быстрей луковица прорастет Сделать вывод, что для роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло. 22 Воздух невидимка Показать детям, что воздух не видим, но он есть. Ароматизированные предметы. Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, и не имеет запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсина и т.д. и предложите детям последовательно понюхать запахи, распространенные в помещении. Запахи распространяются по всей комнате, так как в ней воздух. 23 Воздух занимает место. Показать детям, что воздух занимает место и имеет вес. Пробка, стакан, миска с водой Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды на котором плавает пробка погружается вместе со стаканом. На воду действует воздух, который находится в стакане.
24 Срезанные веточки Развивать умение устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы Ветки березы, тополя, вишни емкость с водой. Срезать веточки разных деревьев. Поставить в группе на солнце и в тени. Понаблюдать, где быстрей появятся набухшие почки (на свету или в тони). Для растений необходим свет 25 Растение может обеспечивать себя питанием Показать что растения сами могут обеспечить себя питанием. Большая литра на 4 широкогруглая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке. Полейте растение. Поставьте растение целиком в банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки в течение месяца появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Растение само себя обеспечивает питанием 26 Дыхание листа Показать детм с какой стороны листа в растение проникает воздух. Вазелин, цветок в горшке Возьмите цветок в горшке и намажьте толстым слоем вазелина на верхнюю поверхность листа. Намажьте на внутреннюю поверхность другого листа. Лист, на котором вазелин снизу, завял Отверстия на нижней стороне листьев служат для движения газов внутри листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист. 27 Свет и тень Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Фонарь Свет выключить. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают предметы. Перед фонарем поместить свою руку. Что видно на стене? Предметы мешают свету и не дают дойти ему до стены. 28 Что растворяется в воде Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Мука, сахар, речной песок, соль, пищевой краситель, стиральный порошок, стакан с чистой водой, ложечки и палочки. Перед детьми стакан с водой. Дети рассматривают воду, вспоминают свойства. Добавляют в воду разные вещества и наблюдают что происходит. Не все вещества растворяются в воде.
29 Очистка грязной воды Дать представление об очистке грязной воды 2 стакана с водой (чистой и грязной), фильтр, пустой стакан. Сравнивается вода в двух стаканчиках(в одном грязная в другом чистая). Предлагается очистить грязную воду с помощью фильтра. Через фильтр сливают грязную воду в стакан, получая чистую воду. При помощи фильтра вода очищается 30 Растения пьют воду Показать, что растения пьют воду Стакан с подкрашенной водой, белый цветок Поставить букет белых цветов в чистую воду, и один цветок в подкрашенную. Наблюдать что произойдет, через некоторое время стебли цветов окрасятся. Растения пьют воду. 31 Ветер это движение воздуха Показать как образуется ветер веер Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться и увлекает за собой воду. Можно помахать веером перед лицом и почувствовать движение воздуха. В какую сторону машем веером, от туда дует ветер. Ветер- это движение воздуха. 32 Животворные свойства воды Показать одно из важнейших свойств воды –давать жизнь всему живому Завядшие ветки деревьев, емкость с водой Заранее срежьте веточки быстрорастущих деревьев. Возьмите сосуд наклейте этикетку «живая вода». С детьми рассмотрите веточку. Поставьте ветку в воду. Поставьте на видное место. Пройдет время, и они оживут. Вода способна возвращать к жизни растения
33 Влияние состава почвы на рост растений Показать что на рост растений влияет состав почвы. Три емкости с песком, глиной, черноземом, семена фасоли Посадить фасоль в три горшка – песок, глина, чернозем. Сравнить прохождение воды через песок глину и чернозем. Песок быстро пропускает, глина не пропускает, чернозем пропускает хуже чем песок. Ухаживайте за посадками одинаково. Результат разный. В черноземе быстрее, чем в других. 34 Почва: необходимость удобрений для роста растений Дать понять о почве как о живой земле Пакет с удобрением, вода, два комнатных цветка. Растения нужно не только поливать но и подкармливать. Показать пакет с удобрением, его разводят в воде. Берут два комнатных цветка. Один поливают удобрением, другой нет. Эта работа проводится длительное время Цветок который подкармливали растет и развивается лучше. 35 Кто какой оставит след. Показать какой след кто оставляет из насекомых Сороконожка, майский жук, песок Предложите аккуратно поймать майского жука и сороконожку. Насыпьте на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить следы. Разные животные оставляют разнее следы, это зависит от их строения 36 На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени Показать, что на солнце испарение идет быстрее Два блюдца с водой Наливают в два блюдца воду. Одно ставят в тени, другое на солнце. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени

Обновлено: 02.10.2015 09:49 29.09.2015 14:34

Перспективный план по экспериментальной деятельности старшей
и подготовительной группы на год (по разделу не живая природа)

Харитонова Тамара Григорьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ
детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Подготовительная группа

Тема

Количество занятий

«Теплая капелька или поможем Почемучке умыться»

«Удивительные свойства воды»

«Упрямый воздух»

«Где теплее?»

«Песок, глина, камни»

«Солнце дарит нам тепло и свет»

«Солнечный свет. «Зайчики»

«Испытание магнита»

«Мы - фокусники!»

«Чудо-прическа»

«Волшебные шары»

«Что такое масса?»

«Почему все падает на землю?»

«О дрожалке и пищалке»

«Почему Мишутка пищал?»

«Как измерить тепло?»

Итого

1. «Теплая капелька или поможем Почемучке умыться»

Цель:

Øпознакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую воду с холодной;

Øразвивать умение планировать свою деятельность, делать выводы;

Øразвивать чувство взаимовыручки.

Материалы и оборудование: игрушка - кукла «Почемучка», таз с холодной водой, таз с теплой водой. Дидактическая игра «Холодно-тепло».

2. «Удивительные свойства воды»

Цель:

Øпродолжать формировать представление у детей о свойствах воды (жидкая, текучая, твердая, газообразная, растворимость);

Øразвивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

Øрасширять кругозор, любознательность;

Øразвивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Øрасширять словарный запас (пар, щепотка);

Øвоспитывать аккуратность в работе с водой.

Материалы и оборудование: емкости с холодной и теплой водой, термос, в котором находится лед, стаканчики для каждого ребенка, сахар, соль, чайник с кипятком, зеркало.

Сюрпризный момент - входит Василиса Премудрая

üбеседа с детьми о воде;

üпроведение опытов совместно с детьми;

üвыдвижение гипотез;

üвыводы и подведение итогов по каждому опыту;

üобщий вывод.

Дидактическая игра «Ручеек».

3. «Упрямый воздух»

Цель:

Øрасширить знание детей о свойствах воздуха:

Формировать у детей представление о том, что при сжатии воздух занимает меньше места;

Дать понятие, что воздух обладает силой, может двигать предметы;

Развивать познавательную активность во время опыта.

Øзакрепить в речи слова: цилиндр, поршень.

Материалы и оборудование: шприцы, емкости с водой (подкрашенной). Дидактические игры «Волшебный шарик» и «Поймай воздух».

4. «Где теплее?»

Цель:

Øвыявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх;

Øучить детей самостоятельно проводить экспериментирование, самостоятельно анализировать свои действия, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Материалы и оборудование: термометр. Дидактическая игра «Выше-ниже».

5. «Песок, глина, камни».

Цель:

Øрасширить знания детей о свойствах песка (сухой, сыпучий, мокрый - лепится), глины (вязкая, тягучая), камня (твердый, тяжелый);

Øсравнить их между собой (что общего у них и чем отличаются).

Материалы и оборудование: песок, глина, камни. Дидактическая игра «Фантазеры».

6. «Солнце дарит нам тепло и свет».

Цель:

Øдать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

Øпознакомить с понятием «световая энергия», показать ее поглощение разными предметами, материалами.

Материалы и оборудование: настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, пластмассы, дерева; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.

Сюрпризный момент - в гости приходит девочки Почемучка, загадывает загадки.

7. «Солнечный свет. «Зайчики».

Цель:

Øрасширить у детей кругозор об отражении, которое возникает на гладких блестящих поверхностях и не только при свете;

Øнаучить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом);

Øразвивать у детей познавательную активность, любопытство во время опыта.

Материалы и оборудование: стихотворение «Солнечные зайчики», зеркала по количеству детей. Дидактическая игра «Зайчик-побегайчик».

8. «Испытание магнита».

Цель:

Øпознакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, магнитом и его особенностями;

Øопытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

Øразвивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

Материалы и оборудование: магниты, гвозди, детали конструктора «Лего», карандаши, ракушки, резинка. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет?»

9. «Мы - фокусники!»

Цель:

Øвыявить материалы, взаимодействующие с магнитами;

Øразвивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Øпомогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы (отделять магнитные предметы от немагнитных);

Øспособствовать воспитанию самостоятельности.

Материалы и оборудование: магниты по количеству детей, игра-эксперимент «Волшебная рукавичка».

10. «Чудо-прическа».

Цель:

Øпознакомить детей с проявление статического электричества и возможностью снятия его с предметов;

Øучить детей планировать свою игру, анализировать и делать элементарные выводы;

Øпомочь накоплению у детей представлений об электричестве и его свойствах.

Материалы и оборудование: пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. Дидактическая игра «Чудо-прическа».

11. «Волшебные шары».

Цель:

Øвыявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов;

Øустановить причину возникновения статического электричества;

Øпомочь детям осознать, как это происходит;

Øразвивать мыслительные операции, умение выдвигать свои идеи, делать выводы.

Материалы и оборудование: воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани. Дидактические игры «Друзья» и «Мой веселый шар».

12. «Что такое масса?»

Цель:

Øвыявить свойство предметов - массу;

Øпознакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами, научить способам их использования.

Материалы и оборудование: два одинаковых пакета - в одном вата, в другом - крупа, чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания.

13. «Почему все падает на землю?»

Цель:

Øдать детям понять, что Земля обладает силой притяжения.

Материалы и оборудование: предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), емкость с водой, песком, металлические шарики.

14. «О дрожалке и пищалке».

Цель:

Øпознакомить детей с понятием «звук»;

Øвыявить причину звука - дрожание предметов.

Материалы и оборудование: ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

15. «Почему Мишутка пищал?»

Цель:

Øдать понятие детям о том, как возникают высокие и низкие звуки, зависимость звучащих предметов от их размеров;

Øразвивать познавательную сторону у детей через игру-эксперимент;

Øучить наблюдать это во время опыта и делать соответствующие выводы.

Материалы и оборудование: игра - драматизация сказки «Три медведя», дидактическая игра «Чей голос мы слышим?»

16. «Как измерить тепло?»

Цель:

Øвыявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема - при сжатии, охлаждении).

Материалы и оборудование: ведерки с водой разной температуры, пузырек, заполненный водой, со стержнем, вставленным в крышку, и заполненный мыльным раствором.

Перспективный план по экспериментальной деятельности на год

(по разделу не живая природа)

Старшая группа

Тема

Количество занятий

«Ходят капельки по кругу. Тайны воды»

«Поможем воде стать чистой»

«Газ. Свойства воздуха»

«Свеча в банке»

«Можно ли менять форму глины и камня»

«Световой луч»

«Отражение света. Зеркало»

«Магнит и его свойства»

«Магнитные свойства земли. Компас»

«Как увидеть молнию?»

«Электромагнит. Современная техника»

«Как увидеть притяжение?»

«Источники звука и его распространение»

«Звуки в воде»

«Как не обжечься? Опыт №1»

«Как не обжечься? Опыт №2»

Итого

1. «Ходят капельки по кругу. Тайны воды».

Цель:

Øспособствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

Øобратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;

Øразвивать у детей способность делать выводы, выдвигать предложения, опираясь на имеющиеся у них знания;

Øформировать речь у детей;

Øвоспитывать аккуратность при работе с водой.

Материалы и оборудование: схема круговорота воды в природе, глобус, схема свойств воды, миска, чашка, по три стакана на каждого ребенка, краски, кисти, клеенки, фартуки, салфетки, термометр.

2. «Поможем воде стать чистой».

Цель:

Øпознакомить детей с разными способами очистки воды.

Материалы и оборудование: бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, вата.

3. «Газ. Свойства воздуха».

Цель:

Øуточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ;

Øрасширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека;

Øразвивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Материалы и оборудование: веер, пустая бутылочка с узким горлышком, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой - с газированной), бутылочка с воздухом, на которую надет воздушный шарик, два тазика с теплой и холодной водой, воздушные шары, игра «Мыльные пузыри».

4. «Свеча в банке».

Цель:

Øпоказать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород;

Øпознакомить детей со способами тушения огня.

Материалы и оборудование: свеча, банка, бутылка с обрезанным дном, спички.

5. «Можно ли менять форму глины и камня».

Цель:

Øрасширить знания детей о свойствах глины (влажная, мягкая, вязка; можно изменить ее форму, делить на части, лепить), и камня (сухой, твердый, нельзя из него лепить, его нельзя разделить на части).

Материалы и оборудование: глина, камни разной формы.

6. «Световой луч».

Цель:

Øобъяснить детям, что свет - это поток световых лучей;

Øпознакомить их с тем, как можно увидеть луч света;

Øпоказать на опыте, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

Материалы и оборудование: фильмоскоп, емкость с водой, лист черной бумаги с отверстием, диаметром 3-5 мм, зеркало, изображение лучей солнца.

7. «Отражение света. Зеркало»

Цель:

Øпродолжать знакомить детей с понятием «свет», «отражение»;

Øсформировать представление о таком свойстве света, как отражение.

Материалы и оборудование: зеркала различной формы, 4 книги, карандаш, бумага.

8. «Магнит и его свойства».

Цель:

Øпродолжать знакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»;

Øсформировать представление о свойствах магнита;

Øактуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Материалы и оборудование: разные магниты (прямоугольный, круглый), железные опилки, бумажный стаканчик, листок бумаги, салфетка, ножницы, нитка (30 см), прямая стальная булавка, линейка.

9. «Магнитные свойства Земли. Компас».

Цель:

Øрасширять знания детей о том, что Земля - это большой магнит, у которого есть Северный и Южный Полюс;

Øсформировать представление о свойствах компаса;

Øразвивать любознательность ребенка в процессе знакомства с компасом;

Øвоспитывать у детей аккуратность во время работы с компасом.

Материалы и оборудование: компас, различные предметы.

10. «Как увидеть молнию?»

Цель:

Øпродолжать знакомить детей с понятием «электричество» и «электрический ток»;

Øобъяснить природу возникновения молнии;

Øформировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Материалы и оборудование: воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка, прозрачная пластиковая салфетка.

11. «Электромагнит. Современная техника».

Цель:

Øформировать представление об электромагнитных свойствах тока;

Øрасширить представление о применении электромагнитов в современной технике.

Материалы и оборудование: метр изолированного провода, толщиной один мм, длинный железный гвоздь, батарейка на шесть вольт, металлические скрепки.

12. «Как увидеть притяжение?»

Цель:

Øпонимать взаимосвязь земного притяжения и веса.

Материалы и оборудование: предметы из разных материалов, подвешенные на нитках; весы.

13. «Источники звука и его распространение».

Цель:

Øпродолжать знакомить детей с понятием «звук»;

Øсформировать представление о характеристиках звука - громкости, тембре, длительности;

Øразвивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники.

Материалы и оборудование: детские музыкальные инструменты - бубен, барабан, трещотка, ложки и т.п.; пластмассовый стаканчик, резинка в форме колечка.

14. «Звуки в воде»

Цель:

Øпознакомить детей с особенностями передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материалы и оборудование: большая емкость с водой, камешки.

15. «Как не обжечься? Опыт №1»

Цель:

Материалы и оборудование: вода в одинаковых по размеру емкостях из разных материалов - керамики, дерева, пластмассы, металла.

16. «Как не обжечься? Опыт №2»

Цель:

Øпоказать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов);

Материалы и оборудование: алюминиевая и деревянная ложка, емкости с горячей водой.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ВОСПИТАТЕЛЬ: КИСЕЛЕВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»

2018

Г.ИСКИТМ

сентябрь

СЕНТЯБРЬ

    Воздух. Некоторые свойства воздуха.

Поиск воздуха

Живая змейка

Воздух занимает место

Реактивный шарик

Подводная лодка

Сухой из воды

Свеча в банке

Почему не выливается

Чем пахнет воздух

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Визитка «Ученый – исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; воронка, весы.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев.

«Надуваем мы шары»

П/И «Раздувайся пузырь»

Копилка стихов и поговорок о ветре

Рисование

    Тема: «Рисование мыльными пузырями»

    Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Смешарик»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Беседа : « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

Вода. Свойства воды.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Ручеёк

Фонтан

Подводная

лодка

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Визитка «Ученый – исследователь»; ванночка с водой, различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложечка и т. п.; 2 стакана с водой, 2 яйца, 5 чайных ложек соли; камешки, сахар, соль, марганец, масло, глубокая тарелка.

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков + и -.

Игра «Веселые капельки»

Д/И «Тонет – не тонет»

П/И «Мамам – тучка»

Д/И «Какой бывает вода»

«Течет река» стих – ние Б.Заходер

Копилка стихов и пословиц о воде и её состояниях

Рисование:

    Тема:«Волшебная вода» (колорит).

    Тема:«Чудесный букет» (монотипия).

Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель : предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Октябрь

Визитка «Ученый – исследователь»; образцы почвы в железной баночке, стакан с водой, палочка.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности.

«Песчаный дождик»

Лепим куличики

«Домик для мышонка»

Рисование

Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).

Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка

Анкетирование родителей . Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Консультация: «Игра или

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошколников.

Почва. Свойства почвы.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Визитка «Ученый – исследователь»; семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва.

Ноябрь

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Рисование

Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Консультация:

Быстрые кораблики

Притягивает- не притягивает

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

магнитные свойства Земли. Компас.

Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Визитка «Ученый – исследователь»; компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы

игры «Дотронься до звезды», «Найди планету»

Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развити ребенка»

Декабрь

«Значение детского экспериментирования для психического развития».

Выявление механизма образования облаков.

Выявление механизма образования инея.

Выявить механизм образования облаков.

Выявить механизм образования инея.

Наблюдение за снегопадом, измо-розью, рассматривание снежинок.

Подвижные игры :

«Пузырь», «Снежный ком».

Зимние забавы: «Снежная карусель». Игры

Зимние забавы : катание на санках, скольжение на льду, постройка и заливание водой снежных фигур, «Кто первый?».

Белорусская народная игра «Мороз».

^ Дидактическая игра:

«Где снежинки?».

^ Дидактические игры:

«Береги природу», «Узнай по следам» (отпечатки на снегу).

В.Одоевский «Мороз Иванович»

С.Иванов «Каким бывает снег?».

Отгадывание загадок о разных состояниях воды, о зимних явлениях, зиме.

ЯНВАРЬ


Книжный уголок

Рассматривание иллюстраций о зиме,

картинок о разных состояниях воды,

картинок с изображением зимних забав.

Занятия

1.Аппликация:

«Пингвин на льдине».

2. Рисование:

«Зимние узоры» (восковые мелки, акварель).

Консультация: «

Почему не тонут корабли.

Почему не тонут корабли.

Емкость с водой, металлические предметы, жестяная банка.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных моделей кораблей катеров.

Дидактические игры:

«Раз, два, три картинку поверни», «Капитан укладывает в чемодан».

Пазлы «Кораблик».

Лото «Профессии».

^ Подвижные игры:

«Удочка».

С.р.и. «Юные мореплаватели».

С.Сахаров. Самый лучший пароход.

Заучивание отрывка из стихотворе-ния В.Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

Загадывание загадок на тему «Водный транспорт».

Рисование техникой набрызга, печатанием.

Рисование «Твой сказочный корабль»

Картинки для раскрашивания «Корабли».

Изготовление бумажных кораблей разных видов.

Консультация: « Соблюдение правил безопасности».

ФЕВРАЛЬ

Игры Дидактические игры:

«Воздух, земля, вода», «Что по воздуху летает?», «Ветерок».

Разрезные картинки с изображением различных видов воздушного транспорта.

^ С.р.и. «Самолет».

Анкетирование родителей: цель -выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

    Вертушка для ветра.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

Наблюдение на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачивающимся веткам деревьев, по флюгеру).

Рассматривание иллюстраций различных транспортных средств, летающих по воздуху: воздушных шаров, дирижаблей, реактивных самолетов, ракет и др.,

фотоиллюстраций людей, работающих на воздушном транспорте

Конструирование из бумаги:

«Самолетик».

Аппликация:

«Парад воздушных шаров».

Практикум:

«Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».

МАРТ

С помощью свечей за ранее рисунок, за тем красками проявить изображение, получаются очень красиво.

Загадки о свече, чтение А. Тувим « Что стряслось у тети Вали?».

Перед занятием по лепке предложить детям положить в

Пластелин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет

Консультация:

Цель:

Экспериментирование с камнями.

«О чем рассказал камешек».

Уточнить знания о камнях. Беседа «От куда родом камешки».» Кому нужны камни».

Рассматривание экспонатов коллекции камней.

На участке проводятся игры с камнями Игры проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли узнать свойства камней, их разнообразие.

Игра исследование «Какие бывают камни».

Игра воображения «Живые камни».С/И игра «Музей Игра - физминутка «Гора и камешки».

Дидактическая игра «Выложи картинку из камней». Подвижные игры «Выбей камушек из круга», «Попади в корзинку», «По каменной дорожке шагают наши ножки» (оздоровительная деятельность).

».

Заучивание стих – ия Л.В.Логиновой «Стоит гора – старушка».

Чтение П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»,

Лепка «Разноцветные камешки»

Рисование на тему «Самая красивая гора».Творческая коллективна работа «Сад камней».

Оформление папки «Драгоценные камни»,Консультация для родителей «Камень, который можно подарить ребенку».

АПРЕЛЬ

«Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Виды электричества.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,

Формировать основы безопасноти при взаимодействии с электричеством.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка.

Провод в оплетке, резиновые перчатки, пласт

масса, дерево, стекло.

Наши помощники – электроприборы

Д\и «Что сначала, что потом». Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Просмотр мультфильма «Фиксики», серии об электричестве.

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

МАЙ

Тема: «Чудо дерево» (оттиск корой)

Тема: «Это чудное мгновенье» (тиснение)

    Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой

(нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Ручеёк

Фонтан

Подводная лодка

Игры

Дидактические игры :

«Кому нужна вода?», «Какая бывает вода?», «Круги на воде».

Подвижные игры :

«Солнышко и дождик», «Не намочи ног».

Сказка шорцев «Два ручья».

Сочинение сказки «Приключение ручейка».

Стихи, пословицы о воде и ее состоянии.

Рисование «Разноцветная радуга».

Аппликация и конструирование из бумаги:

«Весенний ручеек. Кораблик».

Практикум:

«Тонет? Не тонет!»

Цель : Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.

План

Опытно – экспериментальной деятельности

В старшей группе на 2014-2015 учебный год

Разработала: воспитатель Сухих Наталья Сергеевна

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать .

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Значение и оснащение уголков экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:

· Приборы – помощники: увеличительные стекла;

· Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

· Природный материал;

· Разные виды бумаги;

· Красители: пищевые и непищевые;

· Медицинские материалы;

· Прочие материалы.

(Данный пункт разработан на основе статьи Г. П. Ткгкшевой, А. Е. Чистяковой «Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика» (Зима -2001)

Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема

Цель

Вывод

сентябрь

Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка»

Познакомить детей со свойствами песка.

Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

октябрь

Проект «Секреты подсолнечного масла»

Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека.

Познакомить со свойствами масла.

Бумага впитывает подсолнечное масло.

Подсолнечное масло не растворяется в воде.

Масло полезно для человека.

ноябрь

Элементарная исследовательская деятельность «Таяние снега»

Познакомить детей со свойствами снега.

Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Декабрь

Элементарная исследовательская деятельность «Прозрачность льда»

Познакомить со свойствами льда.

Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен»

январь

Элементарная исследовательская деятельность «Зависимость состояния воды от температуры»

Закреплять представления о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.

Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

февраль

Элементарная исследовательская деятельность «Лёд – твёрдая вода»

Познакомить детей со свойствами воды.

Лёд и снег – это тоже вода.

март

Проект «Как растёт лук?»

Развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей

Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.

апрель

Элементарная исследовательская деятельность «Весёлые кораблики»

Уточнять, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…)

Развивать умения выявлять различные свойства предметов (тонет - не тонет…)

Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево, пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет.

май

Элементарная исследовательская деятельность «Солнечный зайчик»

Выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов

От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно «поймать» солнечного зайчика


Скачать материал можно в