Раковина

АПЛ проекта «Ясень» – лучшие подлодки мира, это ясно всем. Крадущийся «Ясень»: самая опасная подлодка России спущена на воду Ясень подводная

Головная многоцелевая атомная подводная лодка (ПЛАРК) 4-го поколения «Северодвинск» пр. 885 типа «Ясень», вооруженная крылатыми ракетами, в ноябре 2012 года приступит к программе государственных испытаний в море. По итогам данных испытаний комиссия должна будет в декабре подписать акт о приеме подводной лодки в состав ВМФ России. В настоящее время ПЛАРК «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания, одновременно с этим на заводе «Севмаш» прошла плановая прострелка торпедных аппаратов лодки. Для вооружения новой ПЛА уже изготовлены 3 крылатых ракеты «Калибр» в варианте с дальностью стрельбы 2 500 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты с обычной или ядерной боевой частью на траектории полёта к наземной или надводной цели меняет профиль полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой, что делает ее очень страшным .

Крылатые ракеты «Калибр» – это высокоточное оружие, которое предназначено, по большей части, для борьбы с авианосцами противника. В соответствии с подписанными ОСК и Минобороны России контрактом в рамках Госпрограммы вооружений до 2020 года российский флот должен получить 7 ПЛАРК типа «Ясень», при этом 6 из подводных лодок будут строиться по усовершенствованному проекту 885М. Головной модернизированной лодкой серии является «Казань». При этом данная лодка станет первой ПЛА 4-го поколения, которая получит совершенно новое техническое оснащение, которое не имеет аналогов в отечественном кораблестроении.


В отличие от готовящихся к приему в состав российского флота стратегических ракетоносцев 4-го поколения проекта «Борей» – РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», у которых впервые примененная на них техническая начинка составляет порядка 40%, у многоцелевой ПЛА «Казань» проекта 885М все узлы, системы и механизмы будут совершенно новыми, никогда прежде не применявшимися. По словам представителей ОПК, это совершенно новое, высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и современном российском кораблестроении. По своим ТТХ ПЛА «Казань» должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире – американской многоцелевой ПЛА типа «Сивульф», при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.

Общая стоимость 7 подводных лодок проекта 885 «Ясень» превышает 200 млрд. рублей. По информации источников ИТАР-ТАСС, одна ПЛА проекта 885М стоит в 1,5-2 раза дороже подводных лодок проекта 955 «Борей».

Крылатая ракета "Калибр"


Описание подводных лодок проекта 885 «Ясень»

Работы по созданию подводных лодок, относящихся к 4-му поколению, СССР начал одновременно с США еще в 1977 году. Первоначально планировалось создание лодок нескольких типов: многоцелевой, противоавианосной, противолодочной. Но позднее решено было ограничиться только многоцелевой подводной лодкой, которая была бы способна решать максимально возможный круг задач. Проектированием субмарины занималось КБ «Малахит», которое имело богатый опыт по созданию удачных многоцелевых подводных лодок. Новая ПЛА проекта 885 получила шифр «Ясень», по кодификации НАТО – «Granay». Закладка головного корабля серии «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» в городе Северодвинск. Постройка лодки по причине очень плохого финансирования была очень медленной. 12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний.

Основные характеристики ПЛА проекта 885: наибольшая длина – 120 метров, ширина – 15 метров, осадка – 10 метров. Полное водоизмещение – 11 800 тонн. Наибольшая подводная скорость – 31 узел. Экипаж лодки – 90 человек (32 офицера). Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая способна вместить весь экипаж.

Подводные лодки проекта 885 строятся по одновальной схеме. Прочный корпус лодок – стальной. Ядерная энергетическая установка данных субмарин относится к реакторам 4-го поколения. Мощность реактора составляет 200 МВт. Реактор построен по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такого решения является локализация теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также отсутствие трубопроводов и патрубков большого диаметра. Данная схема предполагает применение оборудования, которое обладает очень высокой надежностью. По мнению некоторых специалистов, новые реакторы способны служить достаточно долгое время без перезарядки. Срок службы новых реакторов оценивается в 25-30 лет, то есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки.


ПЛАРК типа «Ясень» обладают полуторакорпусной конструкцией с легким корпусом только в носовой части лодки, а также с надстройкой в районе ракетных шахт. Прочный стальной корпус субмарины разделен на 9 отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, аппаратное оборудование гидроакустического комплекса и боевые посты. Вокруг первого отсека лодки и в нос от него расположена носовая группа цистерн главного балласта (ЦГБ, всего 5 цистерн). Во втором отсеке расположены казенные части торпедных аппаратов, а также стеллажи с боеприпасами. Здесь же находятся приводы выдвижных устройств и частично другое вспомогательное оборудование лодки. В третьем отсеке лодки на 4-х палубах расположено общекорабельное и различное приборное оборудование, такое как дизель-генераторы, насосы и преобразователи, холодильные машины. Четвертый отсек выделен под жилые и медицинские помещения, а также некоторые вспомогательные системы. Отсеки со 2-го по 4-й включительно составляют около 40% от всей длины прочного корпуса субмарины и не имеют легкого корпуса, а лишь легкую надстройку. За этими отсеками прочный корпус получает существенное сужение и двухкорпусное исполнение. Пятый отсек ПЛА – ракетный. В районе этого отсека находится цистерна быстрого погружения и средняя группа ЦГБ (4 цистерны). Шестой отсек лодки – реакторный, вокруг него находится специальная уравнительная цистерна, которая необходима для удержания лодки по глубине во время проведения ракетных стрельб. В седьмом (турбинном) отсеке расположено оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы, а также другое энергооборудование. Вокруг этого отсека расположена кормовая группа ЦГБ (всего 5 цистерн). Восьмой отсек субмарины используется для размещения механического, общекорабельного оборудования, также в нем расположен кормовой люк, за которым находится румпельное отделение с гидравлическими приводами кормового оперения лодки.

Вся носовая часть ПЛА типа «Ясень» выделена под размещение крупногабаритной сферической антенны гидроакустического комплекса. За обтекателем данной антенны выше конструкционной ватерлинии находятся носовые горизонтальные рули лодки. Хвостовое оперение субмарины выполнено по классической крестообразной схеме. Подлодка получила достаточно длинное ограждение выдвижных устройств «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой.

Прочный корпус подлодки выполнен из маломагнитной стали (толщиной до 48 мм). Сборка корпуса лодки осуществляется блочным методом с применением металлических тросовых демпферов, которые используются взамен традиционных резинокордовых пневматических. Оборудование корабля монтируется зональными блоками на специальных массивных рамах. Новый вариант компоновки блоков энергетической установки, а также систем охлаждения, электроснабжения, вспомогательного оборудования позволил уменьшить уровень шумности лодки на 10-15 Дб.

В конструкции лодки применяются вибропоглощающие слоистые балки, элементы воздуховодов и трубопроводов, пиллерсы, которые сокращают шумы на 10-30 Дб. Все оборудование крепится на вибропоглощающих сотовых каркасах, выполненных из композитных материалов. При этом каждый конструкционный блок дополнительно покрыт звукоизолирующими панелями. Сам корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием, которое снижает шумность лодки, а также уменьшает отражение сигналов гидролокаторов. Также на «Ясене» используется система активного гашения шумов в пределе дискретных составляющих частотой 50-500 Гц. Для снижения шумности лодки на малых скоростях движения применяется лишь гребной электродвигатель, в то же время главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту лишь на высокоскоростных режимах работы.


Подводная лодка проекта 885 построена по одновальной схеме и оснащена 7-лопастным малошумным винтом, имеющим саблевидные лопасти (с композитным демпфированием). Винт обладает фиксированным шагом. Также лодка имеет 4 откидывающихся подруливающих устройства и носовые горизонтальные рули с закрылками, вероятнее всего, выдвижные.

Основным вооружением ПЛА являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза». Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.

Помимо крылатых ракет на вооружении лодки находятся различные торпеды. «Ясень» имеет 10 торпедных аппаратов (по 5 на борт) калибра 533 мм. Боезапас торпед – 30 штук: УСЭТ-80, «Физик-1» (УГСТ) и др., а также КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза» или ПЛРК «Водопад», а также мины. Торпедные аппараты лодки находятся в центральной части корпуса за центральным постом. На подлодке возможна установка 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ средств гидроакустического противодействия типа РЭПС-324 «Шлагбаум» для применения самоходных приборов гидроакустического противодействия (имитаторов подводных лодок) МГ-114 «Берилл» и МГ-104 «Бросок».

ПЛА проекта 885 оснащаются боевой информационно-управляющей системой «Округ», которая объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех боевых систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается при помощи нескольких БЦВМ. «Округ» можете передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системы передачи данных.

Источники информации:
-http://army.lv/ru/proekt-885/709/759
-http://www.submarinaa.narod.ru/885.html
-http://vpk-news.ru/articles/9273
-http://ru.wikipedia.org/wiki


Зарубежные специалисты и эксперты называют эту подводную лодку «самым современным боевым оружием». В своём утверждении они недалеки от истины. Российские субмарины проекта 885 «Ясень» - попытка руководства ВМФ унифицировать боевой состав подводного флота.

Вместо нескольких разнотипных лодок, построенных в семидесятые-восьмидесятые годы (проекты705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей»), и выполнявших широкий круг задач, флот в течение следующих десяти лет будет оснащён суперсовременными многоцелевыми подводными ракетоносцами четвёртого поколения (АПЛ «Ясень-М» и дизельными - проекта «Варшавянка»).


История создания АПЛ проекта 885 «Ясень»

Многоцелевая атомная подводная лодка Ясень, технические характеристики которой разработаны для оснащения крылатыми ракетами на борту — проект АПЛ 885М (08851), усовершенствованный вариант головной субмарины проекта АПЛ «Ясень» (по кодификации НАТО - «Graney», «Yasen»).

АПЛ 885М - усовершенствованный вариант проекта АПЛ «Ясень».

Согласно стратегическим планам руководства Вооружённых Сил РФ до 2020 года в состав ВМФ должны быть включены 7 единиц. Подлодки класса Ясень (проект 885) должны постепенно заменить многоцелевые лодки более ранних проектов. Первая АПЛ проекта 885 (К560 «Северодвинск») построена по первоначальному проекту. Строительство остальных лодок ведётся по проекту 885М.

История проекта берёт начало в далёком 1977 году. Военное руководство СССР разработало концепцию замены большого количества различных типов многоцелевых дизельных и атомных ПЛ второго и третьего поколений усовершенствованной лодкой четвёртого поколения.

Многоцелевая подводная лодка должна была выполнять различные стратегические и тактические задачи в любой точке Мирового океана. Новые подлодки России Ясень должны были стать адекватным ответом на разработку военно-промышленным комплексом США в последней четверти двадцатого века новейших многоцелевых субмарин классов « Сивулф» и «Вирджиния».

1977 - Ленинградское закрытое КБ подводного флота (будущее Санкт-Петербургское Морское бюро машиностроения «Малахит») получает задание на проектирование многоцелевой атомной подводной лодки четвёртого поколения с минимальным уровнем шумности, вооружаемой крылатыми ракетами и торпедами.

1988 - в издаваемом в Ленинграде специализированном журнале «Гангут» впервые появляется фотография, информация о параметрах, описание ттх и особенностей подводной лодки четвёртого поколения, проектируемой под шифром 885 «Ясень». Автор статьи - заместитель главного конструктора МБМ «Малахит» А.М.Антонов.

1993 - на заводе «Севмаш» заложена первая лодка проекта 885. Она получила шифр К-560 и наименование АПЛ проекта 885 Ясень «Северодвинск».

1996 - работы по постройке лодки остановлены на неопределённое время из-за отсутствия финансирования.

2004 - строительство головной лодки проекта 885 возобновлено.

2009 - произведена закладка второй лодки проекта. Строительство решено вести по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». Корабль получил шифр К-561 и название «Казань».

24.06.2010 - многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» спущена на воду.


26.07.2013 - заложена третья АПЛ проекта «Ясень-М» - К-573 «Новосибирск».

12.09.2011 - начало швартовых испытаний К-560. Доработка основных параметров и комплекс заводских испытаний продолжался в течение трёх лет.

05.11.2013 - начало государственных испытаний ПЛАРК «Северодвинск».

30.12.2013 - государственной комиссией подписан акт о приёмке лодки.

17.06.2014 - подлодка К-560 зачислена в состав Военно-морского флота Российской Федерации.

27.07.2014 - произведена закладка четвертой АПЛ «Красноярск» проекта 885 Ясень - К-571.

19.03.2015 - произведена закладка пятой АПЛ типа Ясень - К-564 «Архангельск».

29.07.2016 - произведена закладка шестой лодки проекта («Пермь»).

31.03.2017 - торжественно спущена на воду лодка К561 «Казань».

28.07.2017 - произведена закладка седьмой лодки проекта, получившей наименование «Ульяновск».

Серия из семи лодок проекта 08851 «Ясень-М» должна полностью войти в состав ВМФ РФ до 2023 года.


Тактико-технические характеристики подлодок «Ясень-М»

Тип подводной лодки Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК)
Номенклатура проекта 08851 «Ясень-М» (по кодификации НАТО — «Graney», «Yasen»)
Место постройки г. Северодвинск
Скорость хода, уз.:

надводная

подводная

Глубина погружения, м.:

предельная

Автономность 100 суток
Экипаж, чел. 90
Водоизмещение, т.:

надводное

подводное

Размеры корпуса, м.:

осадка по КВЛ

Силовая установка Одновальная с ЯЭУ,

водо-водяной реактор типа ОК-650В

Конструкция подводных лодок

Уникальные характеристики АПЛ «Ясень-М» - результат достижений российских учёных в области материаловедения, металловедения, сварки, приборостроения и других наук. Главной целью огромного коллектива учёных было добиться критически малых показателей заметности лодки на всём диапазоне скоростей движения и глубин Мирового океана.

Главная цель - минимальные показатели заметности.

Это достигнуто за счёт применения в конструкции лодки вибропоглощающих материалов и принципиально новой системы шумоподавления. Подводная лодка 885 проекта, в которой каркасы и блоки для размещения оборудования внутри прочного корпуса покрыты звукоизоляционными панелями, отвечала требованиям Минобороны РФ. Далеко вперёд ушли конструкторы гидроакустического оборудования и рулевого управления. Бесшумные характеристики АПЛ Ясень обеспечили скрытное плавание подводного корабля проекта 885.


Особенности корабля России класса Ясень

Корпус лодки

«Ясень» - принципиально новое конструктивное решение российских конструкторов. Американские конструкторы уже давно отказались от двухкорпусной системы. Они давно размещают балластные цистерны внутри прочного корпуса. Российские инженеры приняли компромиссное решение, не отказавшись полностью от лёгкого корпуса и благодаря им получилась подлодка Ясень, характеристики которой превосходят зарубежные аналоги.

Основной корпус расположен в носовой части лодки и соединяется в районе ракетных шахт с надстройкой. Корпуса всех многоцелевых субмарин (атомных и дизельных), сконструированных в МБМ «Малахит», имеют легко отличимый корпус-каплю с грациозными обводами.

  • материал корпуса - высокопрочная маломагнитная сталь. Её применение сделало возможным погружение лодки на предельную глубину 600 м;
  • противошумное покрытие корпуса - шупопоглощающая резина.

Система спасения экипажа: лодка оборудована одной спасательной камерой (ВСК). Она способна вместить весь экипаж, численность которого достигает 93 человек.

Система управления

На подлодки типа «Ясень» и «Ясень-М» конструкторы установили боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Округ». В её задачи входит:

  • сбор информации о состоянии систем управления и жизнеобеспечения;
  • анализ боевой обстановки в районе патрулирования подлодки;
  • целеуказание системам вооружения в случае получения приказа на пуск ракет или торпед;
  • обмен информацией с другими подводными лодками по системе звукоподводной связи.

Компоновка подлодки Ясень

Другим важнейшим элементом управления лодкой является система контроля уровня радиоактивности (ИУС МН). Структура устройства системы – трёхуровневая. С её помощью командование подводным кораблём может успешно выполнять следующие задачи:

  • оценка уровня радиоактивного излучения в районе реактора;
  • измерение радиоактивного фона в других отсеках;
  • осуществление постоянного дистанционного контроля радиационно-химической ситуации на судне;
  • предупреждение аварийных ситуаций, связанных с нештатной работой ядерной энергетической установки.

В состав системы входят:

  • детекторы;
  • блоки питания;
  • воздушные фильтры.

Важнейшей частью успешной работы ИУС МН является автоматизированная самодиагностика. Каждая выполняемая системой задача заканчивается выдачей рекомендаций быстрейшему устранению нештатной ситуации.

Силовая установка и двигатель

В состав силовой установки ПЛАРК проекта «Ясень» входят:

  • водомётный движитель;
  • гребной электродвигатель (снижает шумность лодки при движении на малых и сверхмалых скоростях);
  • одновальный главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА), работающий при движении на высоких скоростях;
  • ядерная энергетическая установка – один водо-водяной атомный реактор ОК-650В. В отличие от предыдущих вариантов трубопроводы теплоносителя располагаются внутри корпуса реактора.

с такой скоростью позволяет бесшумно двигаться силовая установка и двигатель

Отличительная особенность силовой установки - высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя внутри первого контура. Это позволяет практически бесшумно двигаться со скоростью до 25 узлов без включения главного источника шума - циркуляционных насосов.


Значительную часть времени подводного хода турбина вращает нешумный ГТЗА, а только генератор, от которого работает электромотор. Новое слово в конструкции лодки – применение бесшумных водомётных движителей. Первой российской лодкой, на которой отрабатывались условия использования водомётов для обеспечения движения, стала дизельная «Варшавянка» Б-781 (проект 877В).

Рулевое управление

На валу лодки закреплён малошумный винт, состоящий из семи лопастей в форме сабель. Рулевое управление - крестообразное. Горизонтальные рули лодки закреплены на корпусе непосредственно за носовым обтекателем антенны ГАК.

Гидроакустика

В носовой части лодки конструкторы расположили комплекс гидроакустического оборудования. Габаритная сферическая антенна «Амфора» является основой уникального ГАК «Иртыш». Из-за больших размеров антенны в первом отсеке не удалось расположить торпедные аппараты. На антенне смонтировано большое количество гидрофонов высокой чувствительности.

«Амфора»

эта антенна является основой ГАК «Иртыш» установленной на подлодках «Ясень»

Кроме «Амфоры» в состав ГАК входят:

  • конформные гидроакустические антенны бортового базирования;
  • буксируемая низкочастотная пассивная антенна. Она выпускается за корму лодки через вертикальную часть руля. На несколько сотен метров специального кабеля прикреплено большое количество гидрофонов.

По уровню акустической скрытности лодки проекта «Ясень» должны максимально приблизиться к лучшим американским многоцелевым субмаринам «Вирджиния» и «Сивулф». Это достижимо за счёт применения при монтировании оборудования специальной системы снижения собственных шумов лодки.

Отсеки

Внутри прочного корпуса девять отсеков:

  1. Первый – центральный пост. Через этот отсек осуществляется спасение экипажа в ВСК в экстренной ситуации. Между прочным и лёгким корпусами первого отсека расположены цистерны главного балласта (ЦГБ).
  2. Второй – торпедный . В нём располагаются под углом к корпусу лодки десять торпедных аппаратов (по пять с каждого борта) и стеллажи с торпедами. В отсеке установлены электроприводы выдвижных устройств (антенн и перископов).
  3. Третий отсек – место расположения корабельных систем управления и различного оборудования. Отсек разделён на четыре палубы.
  4. В четвёртом отсеке располагаются кубрики экипажа и офицерские каюты , медицинский пункт, камбуз.
  5. Пятый отсек – место расположения ракетных шахт . Кроме того, в нём располагаются цистерны быстрого погружения (ЦБП).
  6. Шестой отсек – реакторный . Также в нём располагается специальная уравнительная цистерна (ЦКПИ). Её назначение – удерживать лодку на нужной глубине после пуска ракет.
  7. Седьмой отсек – место расположения кормовой группы цистерн , ГТЗА и прочего энергетического оборудования.
  8. В восьмом отсеке располагается общекорабельное и аварийно-спасательное оборудование.
  9. Девятый отсек лодки – румпельный. В нём с помощью гидроприводов осуществляется управление вертикальными и горизонтальными рулями.

Вооружение подлодки проекта «Ясень»

Подлодки «Ясень» оснащены новейшим набором мощного торпедного и ракетного оружия. В арсенал перед выходом в море для выполнения боевых задач могут быть загружены ракеты морского базирования всех без исключения имеющихся классов.

«Ясень» оснащена набором мощного торпедного и ракетного оружия.

Реализована принципиально новая компоновка торпедного вооружения. На всех ранее проектировавшихся в бюро «Малахит» многоцелевых лодках торпедные аппараты располагались по традиционной схеме. Считалось, что бортовая схема расположения торпедных отсеков неэффективна из-за крайне малой (15-17 узлов) скорости корабля во время ракетной стрельбы.

В 885-х конструкторы пошли по пути американцев и расположили торпедный отсек по обоим бортам лодки в районе ограждения выдвижных устройств, 533 мм аппараты располагаются под углом к продольной оси лодки.

Из торпедных аппаратов «Ясеня» можно осуществлять стрельбы торпедами УСЭТ-80 и ракетами ПКР «Калибр». Часть торпедных аппаратов в тактических целях может заменяться на более мощные - 650 мм.

Основой ракетного вооружения лодок проекта 855 и 855М стала совместная российско-индийская разработка - оперативно-тактический комплекс «БраМос». Ракетный отсек (8 шахт, по 4 с каждой стороны) располагается в центральной части прочного корпуса лодки. Ракеты 3М55 «Оникс» могут загружаться в шахту по три единицы одновременно.

Доработка уже заложенных на «Севмаше» и строящихся подводных ракетных крейсеров проекта «Ясень-М» по вооружению и боезапасу ведётся в следующих направлениях:

  • применение гиперзвуковых ракет 3К22 «Циркон»;
  • применение самонаводящиеся тепловых торпед «Физик» и «Футляр»;
  • применение стратегических крылатых ракет класса «воздух-земля» с обычной (Х-101) или специальной (Х-102) боевой частью.

Модификации ПЛАРК проекта «Ясень»

Проект «Ясень» имеет всего две модификации. По первоначальным чертежам (885) построена одна лодка - К-560 «Северодвинск». Все остальные боевые единицы строятся в соответствии с усовершенствованным проектом 885М.

Шифр

проекта

Борт.№ и название ПЛАРК Особенности модификации
885 «Ясень»

К-560 «Северодвинск»

Лодки проекта 885 имеют два принципиальных отличия от подводных военных кораблей предшествующих классов (вне зависимости от назначения и тактико-технических характеристик):

Применена полуторакорпусная схема с частичным расположением цистерн главного балласта внутри прочного корпуса.

В связи с большими размерами новой ГАС «Иртыш-Амфора» торпедный отсек разделён на две части и расположен по бортам лодки. Торпедные аппараты установлены под углом к оси лодки

885М

«Ясень-М»


К-573 «Новосибирск»

К-571 «Красноярск»

К-564 «Архангельск»

К-… «Пермь»

К-…«Ульяновск»

Основные отличия подлодок проекта 885М от головной ПЛАРК «Северодвинск»:
  • оптимизация конструкции обводов корпуса;
  • снижение уровня собственных шумов;
  • установка абсолютно нового, произведённого предприятиями российского ВПК и ранее нигде не применявшегося бортового оборудования

Самые новые единицы строятся с учётом возможного применения перспективного ГАК «Аякс», новейших российских комплексов гиперзвуковых баллистических ракет «Циркон», стратегических ракет Х-101, самонаводящихся торпед «Футляр» и «Физик»

Стоимость ПЛАРК «Ясень»

Лодки проекта «Ясень-М», как предполагается, имеют довольно значительные расхождения в величине расходной части на строительные работы. Несмотря на то, что строятся они по одному проекту, каждая следующая подлодка отличается от всех предыдущих. Конструкторы и инженеры находятся в постоянном поиске улучшения тактико-технических характеристик кораблей. Прежде всего, это касается:

  • бортового электронного оборудования;
  • боевой управляющей информационной системы;
  • главной энергетической установки;
  • вооружения.

Стоимость головной лодки проекта «Ясень» (К560 «Северодвинск») - 47 миллиардов рублей. У К-561 «Казань» (проект «Ясень-М») сравнимые цифры расходной части. Но у неё более совершенное противошумное оборудование, другие обводы корпуса.

Военное ведомство и разведка постоянно работают над проблемой утечки секретной технической информации. Это послужило причиной полного импортозамещения при строительстве ПЛАРК «Ясень-М». Абсолютно все материалы, комплектующие и оборудование - российского производства.


Стоимость последующих лодок проекта должна последовательно снижаться в связи с усовершенствованием технологического цикла постройки и применением более совершенных технологий и новых разработок. Аналогичные тенденции прослеживаются и при постройке прямых конкурентов.

Примерная стоимость американских многоцелевых подводных крейсеров также снизилась практически вдвое за десять лет:

  • АПЛ класса «Сивулф» - 4,7 млрд. долл;
  • АПЛ класса «Вирджиния» - 2,7 млрд. долл.

Достоинства и недостатки многоцелевых лодок проекта «Ясень»

Основным оппонентом подлодок «Ясень» будут лодки трёх классов:

  • «Сивулф» (США);
  • «Вирджиния» (США);
  • «Барракуда» (Франция).

Российские ракетоносцы заметно крупнее оппонентов по водоизмещению и имеют самое большое количество торпедных аппаратов. Это достоинство многократно растёт с учётом того, что обычный 533 мм автомат можно использовать как для запуска торпед различного класса, так и для ракетных стрельб.

Во время сирийского конфликта надводные корабли Каспийской флотилии произвели залповые стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» по целям на расстояние свыше полутора тысяч километров.

«Ясень-М» оснащаются ОКР «Калибр» для стрельбы под водой.

Перспектива применения гиперзвуковых ракет «Циркон» делает «Ясень-М» безусловно самой мощной лодкой в классе многоцелевых атомных подводных ракетоносцев. С появлением на борту новейших образцов ракетного оружия российские лодки становятся ещё более грозным оружием. К этому необходимо добавить критически малый уровень шумности во время движения.

Ракетоносец может пройти незамеченным через глобальную систему слежения SOSUS и выполнить поставленные задачи тактического и стратегического характера. Причём, находясь на довольно большом удалении от средств обнаружения и нейтрализации вероятного противника.

Параметр «Сивулф»

(США)

885

«Ясень» (РФ)

«Вирд-жиния»

(США»

«Барра-куда» (Франция)
Сроки постройки серии 1989-2004 1993 — н.в. 1999 — н.в. 2007- н.в.
Число единиц в серии факт/план 3 1/7 15/30 0/6
Водоизмещение, надв./подв., т 7460 8600 7080 4755
Число торпедных аппаратов 8 10 4 4
Число пусковых установок 8 12

Главным недостатком «Ясеней» является их малое количество в сравнении с флотом вероятного противника. На данный момент у ВМС США 18 лодок такого класса. В перспективе - ввод в строй ещё 15 многоцелевых субмарин класса «Вирджиния». Количество многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М» в составе ВМФ РФ ограничено 8 единицами.

Подводная лодка «Ясень» (проект 885) - это самая современная и наиболее дорогая российская атомная многоцелевая субмарина четвертого поколения. Пока на воду спущена только одна подлодка этой серии – в 2019 году в состав Северного флота вошел головной корабль проекта «Северодвинск».

Сегодня на стапелях «Севмаша» находятся еще пять подводных лодок проекта 885: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Все они будут построены по усовершенствованному проекту – 885М.

Разработкой этого проекта занимались конструкторы СПМБМ «Малахит».

Проект 885 – это российский ответ американским АПЛ SeaWolf и Virginia. Изначально планировали построить 30 подлодок «Ясень», в настоящее время ВМФ РФ рассчитывает получить до 2020 года 7 кораблей этого проекта.

АПЛ «Ясень» - это один из самых секретных проектов российского ВПК: любые съемки в цехах Северного машиностроительного предприятия, где происходит сборка кораблей, строго запрещены. И в этом нет ничего удивительного: «Ясень» называют самым передовым проектом российского военного кораблестроения. Например, если в новейших подводных ракетоносцах четвертого поколения типа «Борей » (проект 955) впервые примененное оборудование составляет примерно 40%, то у АПЛ «Казань» практически все системы, узлы и механизмы нигде и никогда прежде не использовались.

Кроме того, подводные лодки проекта 885 называют самыми дорогими кораблями российского ВМФ . Есть информация, что стоимость первой из серии подводных лодок «Ясень» составляет 47 млрд рублей (2015 год). Хотя, такие суммы вполне сопоставимы с тем, что тратит на подводный флот вероятный противник: цена одного американского «Морского волка» составляет примерно 4,4 млрд долларов.

Подводные лодки проекта 885 – это квинтэссенция всего опыта, который получил отечественный военно-промышленный комплекс за полвека создания и эксплуатации атомных субмарин .

История создания

С момента выхода в море первой атомной подводной лодки Nautilus в 1955 году подводное кораблестроение стало важнейшей сферой соперничества между США и СССР. Установка на субмарину ядерного реактора настолько повысило боевые характеристики этого типа кораблей, что они превратились в настоящих «повелителей океанов». В СССР подводные лодки на долгие десятилетия превратились в главную силу военно-морского флота.

Значение АПЛ возросло еще больше после их оснащения баллистическими ракетами . После этого они стали частью ядерной триады, причем наиболее опасной ее составляющей.

Давно известны точные координаты всех шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, перехватчики и системы ПВО делают стратегические бомбардировщики малоэффективным средством доставки ядерного оружия , но попробуйте обнаружить подводную лодку, вооруженную баллистическими ракетами в бескрайних просторах Мирового океана. Недаром ядерные подводные ракетоносцы называют «убийцами городов».

Развитие атомного подводного флота в США и СССР шло по несколько разным путем. В США «отцом атомного флота» считается адмирал Хьюман Риковер. Этот человек жестко контролировал все этапы проектирования и постройки подводных кораблей, жестко отметая все параллельные проекты, которые он считал бесперспективными и ненужными. Результатом такой политики стала простая, стройная и единая линия развития американского подводного флота и как результат ее небольшое количество типов субмарин, которые стоят на вооружении ВМФ США .

В Советском Союзе ситуация была противоположной. Существовали три КБ, которые занимались проектированием АПЛ: «Малахит» и «Рубин» (г. Ленинград) и горьковское «Лазурит». Эти конструкторские бюро конкурировали между собой, предлагали руководству страны различные проекты стратегических и многоцелевых подлодок, что привело в итоге к использованию ВМС СССР большого количества различных типов и модификаций субмарин. Это значительно усложняло их эксплуатацию и обслуживание. И конечно же, делало их во много раз дороже.

В середине 70-х годов ВМФ СССР получил сразу несколько АПЛ третьего поколения. Советским конструкторам наконец-то удалось по характеристикам скрытности (он наиболее важен для боевой субмарины) приблизиться к американским подводным лодкам.

В 1977 году начались работы над созданием облика подводной лодки следующего, четвертого поколения. Задание на проектирование нового корабля получили все три конструкторских бюро. «Рубин» работал над подлодкой с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» - над специализированной противолодочной АПЛ, а конструкторы КБ «Малахит» занялись разработкой многоцелевой подводной лодки, со временем получившей наименование «Ясень».

Однако позже военные приняли поистине революционное решение: объединить все три проекта в один и создать первую отечественную многоцелевую подводную лодку. Основной его причиной стало постоянное увеличение стоимости субмарин от поколения к поколению. Базовым проектом для создания нового корабля был выбран «малахитовский» «Ясень».

Перед конструкторами была поставлена непростая задача, поэтому сроки проектных работ затянулись. Они были завершены только к началу 90-х годов, но в это время возможность постройки нового революционного корабля была поставлена под большой вопрос.

Несмотря на все экономические трудности, новая субмарина была в торжественной обстановке заложена на «Севмашзаводе» 21 декабря 1993 года. Символично, но АПЛ «Северодвинск» — это первый боевой корабль, заложенный в современной России.

Спуск этой лодки был запланирован на 1996 год, однако в действительности все получилось совершенно по-другому. Первый «Ясень» стал долгостроем. Из-за отсутствия финансирования работы над субмариной были полностью остановлены в 1996 году. В начале нулевых годов, когда на проект опять обратили внимание, выяснилось, что многие элементы его оборудования уже морально устарели, поэтому проект пришлось серьезно корректировать. Кроме того, возникли сложности со старыми поставщиками, которые теперь оказались в других государствах, а то и просто перестали существовать.

Только в 2004 году продолжились работы по измененному проекту. 24 июня 2010 года лодка наконец-то была спущена на воду. В следующем году она вышла в море на заводские испытания, которые вместе с доработками заняли три года. Параллельно шли работы и испытания крылатых ракет «Оникс » и «Калибр » - основного оружия будущего боевого корабля. Только 17 июля 2014 года АПЛ «Северодвинск» была принята в состав Северного флота.

На постройку первого корабля проекта 885 ушло более двадцати лет.

Вторая подводная лодка этого проекта была заложена 24 июля 2009 года, она получила название «Казань». Второй и последующие корабли проекта будут строить по модернизированному проекту «Ясень-М». От базового они будут отличаться более совершенным оборудованием, измененной формой обводов корпуса корабля и еще большим снижением уровня шумности. Кроме того, вторая и все последующие лодки проекта 885 будут строиться исключительно силами российских предприятий. От поставщиков из бывших советских республик было решено отказаться.

26 июля 2013 года заложена третья лодка проекта - «Новосибирск». В строй ее планируют ввести в эксплуатацию в 2019 году.

Описание конструкции

Как уже упоминалось выше, проект 885 «Ясень» является одним из самых секретных в российском ВПК. Долгое время это служило причиной многочисленных догадок и весьма причудливых фантазий относительно нового корабля. Впервые изображения этой субмарины появились в журнале «Гангут» в 1998 году. Однако и сегодня точной информации об оборудовании, установленном на новой подводной лодке мало, хотя, ее основные характеристики известны.

Проект 885 «Ясень» унаследовал многие фирменные черты предыдущих подводных лодок, спроектированных в КБ «Малахит»: обтекаемый корпус каплевидной формы и характерное ограждение рубки корабля. Однако внутренняя компоновка подводной лодки во многом стала исключением из традиций советского подводного кораблестроения.

Большинство советских атомных подводных лодок имели двухкорпусную конструкцию. То есть, они имели прочный корпус, который находился внутри легкого, а между ними располагались балластные цистерны. На такой конструкции настаивало военно-морское руководство, считая, что субмарины, построенные по такой схеме, имеют больший запас плавучести.

Однако подобная конструкция подводной лодки имеет и серьезные недостатки: двухкорпусная схема отрицательно сказывается на скрытности АПЛ. В этом случае легкий корпус играет роль своеобразного резонатора и значительно усиливает шумность подлодки в низкочастотном диапазоне. Именно по этой причине американцы давно отказались от подобной схемы и строили свои подводные лодки с одним корпусом, размещая прямо в нем балластные цистерны.

АПЛ проекта 885 «Ясень» имеют компромиссную полуторакорпусную конструкцию: легкий корпус закрывает прочный только в носовой части корабля и над надстройкой в районе ракетных шахт.

Лодка выполнена по одновальной схеме, корпус субмарины изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. АПЛ проекта 885 «Ясень» оснащены малошумным винтом с семью лопастями особой саблевидной формы.

Экипаж субмарины состоит из 90 человек, из которых 32 являются офицерами.

Еще одним конструкторским решением, необычным для советской школы подводного кораблестроения, стало размещение в носовой части субмарины большой сферической антенны гидроакустической станции «Амфора». Она является важнейшей частью гидроакустического комплекса нового поколения «Иртыш». Сферическая антенна имеет большое количество чувствительных детекторов, а ее расположение обеспечивает наилучшие условия для ее работы. Необычность ситуации в том, что из-за размещения антенны из носовой части лодки пришлось убрать торпедные аппараты, которые на советских АПЛ традиционно находились в носовом отсеке.

На «Ясенях» они перенесены в среднюю часть корабля и расположены под углом к диаметральной плоскости лодки. Подобное размещение уже более сорока лет используется в американском подводном флоте, но всегда отвергалось в ВМС СССР, потому что при таком расположении торпедных аппаратов при стрельбе лодка должна значительно снижать ход.

Согласно другим данным, кроме гидроакустического комплекса «Иртыш», лодки проекта 885 будут оснащены гидроакустическим комплексом «Аякс», с антеннами, расположенными по всей площади корпуса корабля. Вероятно, субмарины этого проекта также будут иметь буксируемую низкочастотную антенну, выпускаемую из верхней части руля.

Еще одной «изюминкой» подводных лодок проекта 885 является их силовая установка. Субмарины получат водо-водяной атомный реактор нового поколения, что существенно повысит надежность энергетической системы АПЛ проекта «Ясень». Реактор имеет интегральную компоновочную схему, трубопроводы теплоносителя первого контура находятся непосредственно в его корпусе. Эксперты считают, что срок службы подобного реактора составит 25-30 лет, что сопоставимо с обычным временем эксплуатации самой подводной лодки.

Подобная конструкция атомного реактора субмарины значительно снижает вероятность аварий и нештатных ситуаций. Он оснащен современной информационно-управляющей системой, которая постоянно держит на контроле уровень радиоактивного излучения.

Кроме того, реактор АПЛ «Ясеня» имеет высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что значительно уменьшает шумность субмарины. Лодка сможет идти на достаточно высокой скорости (вероятно, до 25 узлов) не используя насосы для циркуляции теплоносителя – один из главных источников шума современных подводных лодок.

Также с целью снижения заметности подлодки все ее узлы и агрегаты оснащаются системой активного подавления шума. Впервые подобная система была использована на АПЛ «Гепард» и «Вепрь». В конструкции «Ясеня» активно применяются различные вибропоглощающие материалы, все оборудование крепится на специальных каркасах, которые уменьшают шум их работы. Кроме того, каждый блок покрыт собственными звукоизолирующими панелями. Корпус судна также имеет специальное резиновое покрытие, уменьшающее шумность судна и снижающее заметность корабля на гидролокаторах.

На малых скоростях «Ясени» будут использовать электромоторы, чтобы понизить шумность хода.

Корпус подводной лодки имеет максимальную длину 120 (по другим источника — 139,2) метров, а ширину – 15 (по другой информации – 13) метров. Прочный корпус корабля разделен на девять отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост и выход в сплывающую спасательную камеру, в которой может разместиться весь экипаж субмарины. Вокруг первого отсека АПЛ находятся цистерны главного балласта.

Второй отсек субмарины занимают торпедные аппараты и стеллажи с торпедами. Третий отсек разделен на четыре палубы, здесь находится различное оборудование и элементы общекорабельных систем.

Четвертый отсек жилой, в нем расположены помещения для отдыха матросов и офицеров. Пятый отсек подлодки ракетный. Здесь же находятся цистерны быстрого погружения.

В шестом отсеке субмарины расположен реактор, также на этом уровне находится уравнительная цистерна, которая обеспечивает удержание корабля на необходимой глубине после проведения ракетных стрельб.

В седьмом отсеке подводной лодки находится паротурбинная установка и другое энергетическое оборудование. Вокруг этого отсека находятся цистерны основного балласта (кормовая группа). Восьмой отсек занят оборудованием общекорабельных систем.

Хвостовое оперение имеет классическую крестообразную схему. Горизонтальные рули расположены в носовой части корабля, сразу за обтекателем гидроакустической антенны.

Основным видом вооружения подводных лодок проекта «Ясень» являются крылатые ракеты и торпеды .

Подводные лодки оснащены восемью вертикальными пусковыми установками СМ-346 (по 4 на каждый борт), в которых можно разместить 24 ПКР П-800 «Оникс». Также можно использовать ПКР «Бирюза» и «Калибр». Система управления стрельбой позволяет производить запуск через четыре минуты после поступления команды.

Кроме ракетных пусковых установок, АПЛ «Ясень» имеют десять торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет тридцать торпед. Подлодки могут использовать торпеды УСЭТ-80, а также телеуправляемые торпеды, в будущем АПЛ планируют вооружить новыми торпедами «Физик-1» и «Футляр».

Подводные лодки проекта 885 оснащены боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Округ», которая собирают всю информацию о состоянии корабельных систем и механизмов, а также получает данные о боевой обстановке от многочисленных средств наблюдения и целеуказания. АПЛ может получать необходимую информацию и от других кораблей через специальную защищенную систему звукоподводной связи.

Оценка проекта

Российские АПЛ четвертого поколения «Ясень» на сегодняшний день являются одними из наиболее совершенных боевых подводных кораблей в мире. Их основными конкурентами являются новейшие американские АПЛ SeaWolf и Virginia. Эти корабли имеют сходные характеристики (в первую очередь шумность), однако «Ясень» - это более многофункциональная подводная лодка.

По своему вооружению АПЛ проекта «Ясень» напоминают американские атомные субмарины типа «Огайо», переоборудованные под использование крылатых ракет.

Характеристики

Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта 885 «Ясень»
Скорость (надводная), уз. 16
Скорость (подводная), уз. 31
Рабочая глубина погружения, м 520
Макс. глубина погружения, м 600
Автономность плавания, сут. 100
Экипаж, чел.

Как создавались и на что оказались способны российские атомные субмарины четвертого поколения


Чуть больше года назад в состав Военно-морского флота России вошла субмарина К-560 «Северодвинск» - первая многоцелевая подводная лодка проекта «Ясень», он же проект 885. И первая подлодка, заложенная не в Советском Союзе, а уже в России: закладка «Северодвинска» состоялась в 1993 году.

По очевидным причинам строительство первого корабля проекта «Ясень» растянулось на 20 лет. Но, несмотря на это, «Северодвинск» как головная лодка проекта и остальные субмарины, которые должны принять на вооружение до 2020 года, полностью соответствуют и вызовам времени, и концепции современного военного флота. Хотя судьба подлодок четвертого поколения была очень и очень непростой…

Нам нужны субмарины четвертого поколения!

Начало работ над подводными лодками четвертого поколения принято относить ко второй половине 1970-х. Темой занялись одновременно и в СССР, и в США - главные державы-соперницы двухполярного мира соревновались между собой во всех областях.

В Советском Союзе проектированием субмарин следующего поколения занялись три основных конструкторских бюро: ленинградские «Рубин» и «Малахит» и нижегородский «Лазурит». В соответствии с господствовавшей тогда военно-морской доктриной в новом поколении должны были появиться атомные подлодки всех трех основных типов: с баллистическими ракетами, с крылатыми ракетами и многоцелевые. Первыми и вторыми, как обычно, занимались в «Рубине», третьими - в «Малахите» и «Лазурите».

Конструкторам «Рубина» предстояло создать атомный подводный крейсер с крылатыми противокорабельными ракетами. Именно такие лодки на Западе принято называть «убийцами авианосцев». Специалисты «Лазурита» взялись за создание противолодочной подлодки - такой же, как разработанная чуть ранее в том же КБ субмарина проекта 945 «Барракуда» с титановым корпусом. А в «Малахите» работали над наиболее перспективным проектом - многоцелевой подлодкой, способной нести на борту и торпеды, и крылатые ракеты, и ракето-торпеды.

Создание вооружений нового поколения, если только оно не ведется в условиях войны, никогда не бывает быстрым. Вот и работа над новыми советскими субмаринами затянулась до второй половины 80-х. Пропорционально затраченным усилиям и улучшению характеристик будущих лодок росли и их цена, и сложность строительства и обслуживания. И наконец, настал момент, когда стало ясно: поддерживать в отечественном ВМФ прежнюю многотипность ударных подлодок не удастся. Нужно было искать вариант, который сможет совместить возможности и торпедных субмарин, и лодок с крылатыми ракетами, и противолодочных подлодок.

Создать из трех хороших подлодок одну лучшую

Таким вариантом в конечном счете и стал проект 885 «Ясень» ленинградского КБ «Малахит». Новым «малахитовским» подлодкам предстояло стать первыми в России подводными кораблями столь широкой специализации. Впрочем, это решение, будучи совершенно революционным для нашей страны, с успехом применялось в других государствах. А изменявшаяся на глазах конфигурация мировой политики и явная смена вызовов, которые приходится принимать военному флоту, говорили о том, что такие лодки-универсалы очень скоро выйдут на первые роли во флотах всего мира.

Основой для проекта «Малахита» - и в то же время лодками, на смену которым должна была прийти новая субмарина, - стали многоцелевые подлодки проектов 705(К) «Лира» и 971 «Щука-Б» и вооруженные крылатыми ракетами лодки проекта 949А «Антей», нацеленные на борьбу с авианосными соединениями. Было понятно, что по внешнему виду, который обеспечивал наибольшую подводную скорость, новые лодки будут похожи на «Лиры» и «Щуки-Б», а по размерам, позволяющим разместить на них пусковые установки крылатых ракет, - на «Антеи».


Проект 705К. Фото: сайт


Но подобных проектов в СССР до тех пор еще не было. По сути, конструкторам «Малахита» предстояло повторить подвиг конструктора Т-34 Михаила Кошкина - создать в порыве озарения универсальную субмарину, способную решать практически любые задачи, кроме разве что ударов баллистическими ракетами. Не удивительно, что столь трудная задача потребовала и больше времени на ее реализацию. Проект, который можно было запускать в серию, был готов только к 1990 году. То есть как раз тогда, когда переставала существовать страна, заказавшая столь необычную подлодку. И было совершенно непонятно, кто, как и когда отдаст приказ начинать строительство новой субмарины проекта 885 «Ясень», которая должна была стать основой подводного флота СССР - государства, которого больше не было.


Двадцать лет и девять дней предыстории первого «Ясеня»

Несмотря на катастрофические удары, которые новая российская власть наносила своим главным и единственным союзникам - армии и флоту, в стране нашлись холодные головы, которые понимали: если не заложить новые лодки сейчас, то их, может быть, вообще никогда никто не построит. И успели добиться, чтобы 21 декабря 1993 года на «Севмаше» заложили первую субмарину проекта 885 «Ясень». В списки кораблей ВМФ новая лодка была внесена на 11 дней раньше - 10 декабря 1993 года, и получила бортовой номер К-560.

«Северодвинск» - а именно такое название по месту рождения обрела новая лодка - стал первым боевым кораблем, заложенным в постсоветской России. Но первые несколько лет всем, кто имел отношение к строительству новых кораблей для российского флота, казалось, что он же будет и последним. Потому что заложить-то лодку заложили - а потом, кажется, забыли. Во всяком случае, финансирование строительства этой подлодки, как и всех других лодок, заложенных чуть раньше, в последние годы Советского Союза, медленно, но верно сходило на нет. И к 1996 году сошло окончательно: работы по строительству лодки были остановлены на долгие восемь лет.

За это время успело произойти немало событий, определивших дальнейшую судьбу лодки. В 2001 году решено перепроектировать уже строящуюся лодку по проекту 08850 - с новым оборудованием и модернизированным вооружением. Тогда же запланировали, что доработанная и достроенная лодка будет спущена на воду через четыре года. Но этот срок выдержать не удалось. К этому времени успели только завершить формирование прочного корпуса «Северодвинска», и спуск на воду отложили еще на пять лет.

Новые сроки оказались более реальными - не в последнюю очередь потому, что руководство и работники «Севмаша», видя, что их усилия не только не пропали даром, но и оказываются вновь очень востребованными, работали изо всех сил. 15 июня 2010 года «Северодвинск» вышел из стапельного цеха в плавучий док «Сухона», а через девять дней, 24 июня, лодка была спущена на воду.

На первые ходовые испытания в море подлодка вышла только через год с лишним - 12 сентября 2011 года. А еще через два с лишним года, 30 декабря 2013-го, «Северодвинск», успевший за это время совершить 14 выходов в море общей продолжительностью 222 дня, пройти несколько тысяч миль и совершить более сотни погружений, был официально принят на вооружение российского ВМФ. Дата, можно сказать, круглая: со дня закладки к этому времени прошло ровно 20 лет - и еще 9 дней…


Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов на церемонии закладки атомных подводных лодок четвертого поколения на предприятии ОАО «ПО Севмаш» в Северодвинске. Фото: / РИА



Семья из семи «Ясеней»

24 июля 2009 года, когда до спуска «Северодвинска» на воду оставался еще год без малого, на том же предприятии - «Севмаше» - заложили следующую подлодку того же класса, «Казань». Точнее, почти того же: за прошедшие с момента закладки первого «Ясеня» 16 лет проект существенно модернизировали. Так что и «Казань», и следующие за ней субмарины считаются построенными по проекту 08851, он же «Ясень-М».

Существенных различий в конструкции между «Северодвинском» и его фактическими систер-шипами проекта 08851 нет. Специалисты упоминают разве что оптимизированные обводы лодок модернизированного проекта, которые должны положительно сказаться и на скорости, и на шумности. Зато в оборудовании отличий более чем достаточно! Ведь если даже на «Северодвинске» некоторые заложенные в проект виды оборудования к моменту их реальной установки заменили более современными, то что же говорить о «Казани» и других лодках.

Первое и самое главное различие между лодками проектов 885 и 08851 - это элементная база. В «начинке» первого «Ясеня», что закономерно для лодки, спроектированной на закате СССР, было множество агрегатов, механизмов и приборов, которые производились на предприятиях братских советских республик. Полностью отказаться от выпущенных фактически в иностранных государствах элементов к моменту оборудования первой лодки так и не удалось, хотя уже многое было заменено российскими комплектующими и агрегатами. А вот на «Казани» российское все - как говорится, от первой заклепки до последнего проводка. И не просто российское, а доведенное, модернизированное или спроектированное за последние 10–15 лет. Не случайно же в открытых источниках можно найти множество сведений о «Северодвинске», причем зачастую появившихся раньше, чем сама лодка покинула стапельный цех. А вот о «Казани» и других - почти ничего.

Между тем на сегодняшний день в семье «Ясеней» уже числятся пять субмарин. Помимо первого «Северодвинска» и головной «Казани» это подлодки «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск».

«Новосибирск», которому присвоен бортовой номер К-573, заложен на «Севмаше» через четыре года после «Казани»: 26 июля 2013 года. По прогнозам, он должен быть принят на вооружение не позднее 2019 года, а некоторые оптимистично настроенные эксперты считают, что и раньше, возможно, уже в 2017-м.

К-571 «Красноярск» заложили на североморской верфи через год после «Новосибирска», 24 июля 2014 года. А меньше чем через год, 19 марта 2015-го, там же был заложен и «Архангельск». Обе эти лодки должны вступить в строй не позднее 2020 года - тогда же, когда и еще две подводные лодки проекта «Ясень», которые планируется заложить до конца нынешнего года. Закладка последней, седьмой лодки проекта, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, запланирована на 2016-й, а вступление в строй - на 2023 год.

Семь подводных лодок проектов «Ясень» и «Ясень-М» должны обойтись российскому бюджету в общей сложности в 258 млрд рублей. Самыми дорогими, как это обычно и бывает с новыми проектами, оказались головные лодки - «Северодвинск» и «Казань»: каждая из них обошлась в 47 млрд рублей. Остальные пять лодок стоят меньше - всего по 32,8 млрд рублей каждая. Впрочем, на фоне общей суммы ассигнований на строительство новых боевых кораблей для российского ВМФ, которая должна быть выделена до 2020 года - а это 4 триллиона рублей! - такая цена не выглядит слишком уж высокой. Тем более что новых атомных многоцелевых субмарин наш флот не получал очень давно - с 2001 года, когда вступила в строй подлодка К-335 «Гепард» проекта 971 «Щука-Б».


Подводная лодка «Казань», на которой испытывался прототип ГАК «Иртыш-Амфора» г. Северодвинск. Фото:pilot.strizhi.info
Атомарина, каких в России еще не было


Что же представляют собой подводные лодки проекта «Ясень» (вместе с «Ясень-М») с точки зрения конструкции, оборудования и вооружения? И в чем выражается их принадлежность не к хорошо зарекомендовавшему себя третьему поколению субмарин, а к новому, четвертому?

Начать следует с конструкции. Подводные лодки проекта «Ясень» - полуторакорпусные, то есть легкий внешний корпус охватывает внутренний прочный не полностью, а лишь частично: сферический - в носовой части, легкая надстройка - в центре, в районе ограждения рубки и начиная от ракетных шахт к корме. Это абсолютное новаторство для отечественных атомных подводных лодок, которые всегда были двухкорпусными. Пойти на столь радикальный шаг конструкторов вынудили требования военных сделать лодку как можно менее шумной, а значит, как можно более незаметной. Ведь именно внешний легкий корпус играет роль своеобразного резонатора для всех шумов, которые может издавать подлодка.

Прочный корпус лодки разделен на девять отсеков. В первом, длина которого составляет 12 м, находится центральный пост - так сказать, мозг лодки. И отсюда же проложен выход в прочную рубку, к всплывающей спасательной камере, в которой может уместиться весь экипаж «Ясеня» - 90 человек. Второй отсек длиной 9,75 м - торпедный. Такое необычное расположение торпедных аппаратов - почти в середине лодки, да еще и под углом к продольной оси - тоже никогда ранее не применялось на отечественных многоцелевых атомных подлодках. Как правило, торпедные аппараты располагаются в носовой части - но на «Ясене» вся она занята антенной гидроакустического комплекса. Третий отсек длиной 5,25 м занимают общекорабельные приборы и механизмы, четвертый, 9-метровый, отведен под медицинские и жилые помещения.

Что примечательно, на второй, третий и четвертый отсеки приходится почти половина общей длины прочного корпуса, и при этом именно здесь практически отсутствует легкий корпус - не считая надстройки. А вот дальше, начиная с пятого, ракетного отсека длиной 12,75 м, лодка становится классической двухкорпусной, при этом прочный корпус резко уменьшается в диаметре. Шестой отсек длиной 10,5 м - реакторный, седьмой и восьмой, имеющие длину по 12 м, - соответственно турбинный и вспомогательный.

Ракеты, торпеды и ракето-торпеды

Но сама по себе лодка без вооружения и систем управления - всего лишь металлический корпус, пусть и созданный с учетом самых современных требований. Настоящим боевым кораблем субмарина становится тогда, когда на нее устанавливают все оборудование, предназначенное для ведения боевых действий.

И с этой точки зрения подлодки проекта «Ясень» обладают удивительно мощным снаряжением! Начать следует, пожалуй, с восьми ракетных шахт, крышки которых расположены позади ограждения рубки. В них располагаются транспортно-пусковые контейнеры крылатых ракет оперативно-тактического комплекса «Оникс» - основное подлодок проектов 885 и 08851. В каждой шахте умещается по четыре контейнера с крылатыми ракетами, так что общий боезапас лодки составляет 32 ракеты. Причем на месте «Оникса» при необходимости можно установить стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-101 (или Х-102, если ракета имеет ядерную боеголовку).

Кроме того, в штатное вооружение подлодок проекта «Ясень» входят комплекс ракетного оружия «Калибр», в составе которого находятся противокорабельные крылатые ракеты, крылатые ракеты для поражения наземных целей и противолодочные ракеты. Все эти элементы могут выстреливаться из торпедных аппаратов лодки или из транспортно-пусковых контейнеров в пусковых шахтах.

Наконец, не стоит забывать и о традиционном вооружении подлодок - торпедах. На субмаринах проекта «Ясень» используются специально созданные для них универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ: их боезапас составляет 30 штук. Причем все торпеды традиционного калибра 533 мм: от применения на лодках этого проекта более тяжелых торпед калибра 650 мм отказались уже в процессе постройки «Северодвинска», хотя в эскизном проекте лодки они еще присутствовали.


Закладка головного корабля «Северодвинск». Фото: militariorgucoz.ru
Очень тихая подлодка с очень острым слухом


Отдельного упоминания заслуживает гидроакустический комплекс подводных лодок проекта «Ясень» - глаза и уши этих многоцелевых субмарин. Именно для основного элемента комплекса - сферической антенны «Амфора» - конструкторы и пожертвовали классическим размещением торпед в носовом отсеке. Причем впервые в отечественных подводных сил вся обработка гидроакустической информации ведется исключительно программными средствами. Для этого, в частности, используется цифровая библиотека акустических данных «Аякс-М». Ее именем иногда ошибочно именуют и весь гидроакустический комплекс, хотя в действительности он носит более сложное наименование «Иртыш-Амфора-Ясень», поскольку в таком виде предназначается именно для подлодок проектов 885 и 08851.

Несмотря на то что подобные технические и программные решения, давно уже использующиеся за рубежом, были для российских конструкторов новинкой, характеристики и боевые возможности отечественных разработок нисколько не уступают иностранным аналогам. Причем эта оценка дается не только и не столько российскими экспертами, но в первую очередь их зарубежными коллегами. Именно они первыми забили тревогу по поводу появления в составе российского ВМФ подлодки «Северодвинск». Ведь гидроакустический комплекс субмарин проекта «Ясень» позволяет этим лодкам обнаруживать противника раньше, чем это сделает он. Причем, как считают зарубежные эксперты, такому заблаговременному обнаружению с помощью комплекса «Иртыш-Амфора-Ясень» подлежат и ближайшие конкуренты отечественных субмарин четвертого поколения - американские «Си Вулф» и «Вирджиния».

Но не только способность «слышать» противника пугает иностранных специалистов и моряков. Не меньше их нервирует и существенно более низкая, чем у прежних отечественных подлодок, шумность субмарин проекта «Ясень». На то, чтобы добиться настолько низкой шумности лодки, были направлены отдельные усилия - и они увенчались успехом. Так, главная энергетическая установка лодки - реактор КТП-6-185СП с водо-водяной паропроизводящей установкой КТП-6-85 - представляет собой единый корпус, в котором смонтированы реактор и его первый контур охлаждения. За счет этого решения удалось избавиться от паропроводов большого диаметра и циркуляционных насосов, которые и дают существенную часть шумов современных атомных субмарин. Правда, это, к сожалению, не касается первой лодки - «Северодвинска»: для него новый интегральный реактор произвести не успели и установили обкатанный на субмаринах третьего поколения ВМ-11, который отличается гораздо большей шумностью.

О том, что снизить шумность подлодки удалось за счет полуторакорпусной конструкции, мы уже говорили. Кроме того, на подлодках проекта «Ясень» применяется активная система гашения шумов, которой оборудованы фундаменты всех критических узлов, а на смену традиционным резинокордовым амортизаторам устройств и механизмов пришли гораздо более эффективные спирально-тросовые, негорючие. На снижение шумности подлодок проекта «Ясень» работает и их главный движитель - семилопастной гребной винт особой конструкции.

Непереводимый Yasen

Одним словом, даже с учетом того, что от начала проектирования первой подлодки четвертого поколения типа «Ясень» до вступления ее в строй прошло три с лишним десятка лет, эти субмарины сегодня вполне соответствуют современным задачам и вызовам. Тем более что шесть из семи подлодок проекта будут построены по его модернизированному варианту, который предусматривает использование куда более современных механизмов и оборудования, чем первоначальный. Как считают и российские, и зарубежные эксперты, как минимум до середины XXI века субмарины проекта «Ясень» будут способны выполнить все поставленные перед ними задачи. А к тому времени - и надеяться на это есть все основания - на вооружение российского ВМФ уже поступят подлодки пятого поколения, к которому, кстати, иностранные специалисты поначалу относили и «Ясени»: очень уж необычными по идее и исполнению оказались эти новые российские подлодки.

Кстати, примечательный факт, косвенно свидетельствующий о действительном отношении иностранных военных к проекту «Ясень». Из всех принятых на вооружение советского и российского ВМФ подлодок только эти в классификации НАТО обозначаются тем же именем - Yasen (иногда по головной лодке проекта - Severodvinsk). Формальное объяснение простое: дескать, к концу 80-х все 25 букв латинского алфавита, которыми традиционно обозначались в Североатлантическом альянсе советские подлодки, закончились. Что, правда, не помешало дважды использовать, например, букву «Т»: в слове Typhoon - для обозначения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула», и в слове Tango - для обозначения субмарин проекта 641 «Сом». Но, видимо, «Ясени» оказались настолько прорывными подлодками, что на Западе решили оставить за ними их собственное имя - и совершенно справедливо. Российская подлодка четвертого поколения оказалась во всех смыслах непереводимой.


МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» (ПРОЕКТ 885 «ЯСЕНЬ»)
MULTIPURPOSE ATOMIC SUBMARINE «SEVERODVINSK» (PROJECT 885 YASEN-CLASS»)

20.03.2018


Атомные подлодки проекта «Ясень» и «Ясень-М» в ближайшем будущем станут самыми мощными в составе флота по своему ударному потенциалу, заявил главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев в интервью газете «Красная звезда», официальном печатном органе Вооруженных сил России.
«Все же наиболее мощной по своему ударному потенциалу в ближайшей перспективе должна стать группировка атомных многоцелевых подводных лодок «Ясень» и «Ясень-М». Головная подводная лодка этого проекта уже находится в составе Северного флота, регулярно выполняет задачи боевой службы в удаленных районах Мирового океана и, что не может не радовать, выполняет успешно», - рассказал Королев.
Также он отметил, что строительство и прием таких подводных лодок в состав как Северного, так и Тихоокеанского флотов будет продолжен.
До 2020 года для ВМФ РФ планируется построить семь подлодок проекта «Ясень», из них шесть - по модернизированному проекту 885М. Головной подводный крейсер серии «Северодвинск» был передан ВМФ 17 июня 2014 года.
РИА Новости