Канализация

Леонид мостовой. Отправив его в совет федерации

В минувший понедельник ожидалась отставка руководителя Сочи Леонида Мостового. По крайней мере, все местные СМИ и представители властей Краснодарского края заявляли об этом публично. Несостоявшийся уход мэра Сочи стал кульминацией длящегося уже несколько недель противостояния Леонида МОСТОВОГО и губернатора края Александра Ткачева. О причинах конфликта мэр главного федерального курорта рассказал собственному корреспонденту "Известий" на Кубани Светлане ТУРЬЯЛАЙ. - Леонид Аркадьевич, в свое время баллотироваться в мэры Сочи вас уговорил именно Александр Ткачев. "Я рад, что в Сочи появился наконец вменяемый мэр", - сказал губернатор на вашей инаугурации. "Я извиняюсь перед сочинцами за то, что навязал им фигуру Леонида Мостового. Я ошибся в своем выборе", - сказал губернатор недавно. Какая кошка пробежала между вами? - К сожалению, настоящую причину конфликта даже я толком не знаю. Одна из главных, безусловно - излишняя, на взгляд краевых властей, самостоятельность города. С 1993 года Сочи выделяется отдельной строкой в федеральном бюджете, получая дотацию на покрытие дефицита бюджета городского. У мэра Сочи всегда достаточно сложная позиция, поскольку он должен определить место города во взаимоотношениях как с краевой властью, так и с федеральной. Я никогда не был сторонником абсолютной федерализации Сочи: оторвать, создать очередной субъект федерации со своим правительством, со своими границами. Но никогда не соглашусь и с тем, что Сочи должен быть просто городом краевого подчинения. Слишком много обязательств он выполняет по отношению к федеральному центру, в том числе за счет недоимки собственных доходов, поскольку огромное количество сочинских земель занято федеральными учреждениями, которые в городскую казну практически ничего не вносят. Ну а первые искры между мной и губернатором стали пробегать тогда, когда я не принял ряд предложений края по кадровым назначениям. - То есть краевая власть хочет как раз претендовать на те деньги, что вы отдельной строкой получаете из федерального бюджета? - По Бюджетному кодексу это невозможно. То, что звучало в печати о якобы неосвоенных городом суммах, которые краевая власть хотела бы забрать, а потом перераспределять, - это тоже не имеет никакого бюджетного механизма. Практика показала, что мы в полном объеме исполняем бюджет. - Звучали обвинения, что у города слишком много денег, а вы не знаете, куда их деть. - Эти обвинения ничем не подтвердились. Две недели в Сочи работают почти двести человек в различного рода комиссиях - и никакого результата. Недавно по телевидению услышал с удивлением, что в Сочи коммунальный кризис. Между тем сам губернатор Ткачев признал Сочи не так давно самым благоустроенным городом Краснодарского края. Самое интересное, что Ткачев сначала предложил мне подать в отставку, а уже потом под это решение начали формулироваться причины! Если б сначала были, допустим, причины - сказали бы, что экономическая, политическая ситуация в городе не в порядке, ты не справляешься, освободи свое рабочее место. Это бы я понял. Но все было сделано наоборот. - Но в чем же реальная причина вашего конфликта? Зачем Ткачеву ваша отставка? - Возможно, я каким-то образом не вхожу в представление губернатора о будущем политическом раскладе в Краснодарском крае. - Правильно ли я понимаю, что у вас до того как Ткачев потребовал подать в отставку, никаких трений не было? - Я скажу больше: из той команды, в которой Александр Николаевич заходил в губернаторство, осталось только два человека, один из которых я. Три года работы показывают, что мы скорее единомышленники, чем враги. Я не вижу объективных причин, почему между нами должны быть разногласия. Город развивается динамично. В этом году был исключительно хороший курортный сезон: в Сочи отдохнуло 1,3 миллиона россиян. Бюджет города вырос на 25%. За три года в 2,5 раза увеличилась заработная плата сочинцев. Есть масса инвестиционных проектов. - Как, по вашему прогнозу, будет развиваться конфликт? - Я ожидаю завершения работы многочисленных комиссий, проверяющих городскую администрацию, и опубликования результатов. По некоторым уже ситуация абсолютно ясна - не найдено ничего противозаконного. Дальнейшее развитие событий может находиться только в плоскости наших совместных решений. Каждый день этого противостояния чрезвычайно губителен как для Краснодарского края, так и для города Сочи. Я намерен продолжать диалог с Александром Николаевичем Ткачевым, и пока этот диалог не прерывался. Он не публичен, но он происходит. - А как, если не секрет, сам губернатор Ткачев объясняет всю эту атаку на вас? - Спросите у него самого.

Леонид Мостовой всегда готов дать отпор недоброжелателям.
Фото PhotoXPress

Только что в Сочи закончилось очередное заседание Городского собрания местного самоуправления. Повестка дня была совершенно обычной - мало ли в нашем хозяйстве накопилось проблем. Однако в городе ждали, что собрание почтит своим присутствием руководство края, которое должно было принять "добровольную" отставку мэра города Сочи. Но скандала не получилось. Накануне я выступил с обращением к согражданам, в котором еще раз заявил: я избран народом, пост свой не оставлю и Сочи в обиду не дам!

Размежевание мэра Мостового с губернатором Ткачевым многие сравнивают с баррикадой. Вы что, поссорились или у вас не сложились личные отношения?

В течение месяца все сочинцы были свидетелями беспрецендентного давления в краевых и городских СМИ на меня как главу города, на администрацию, на всех жителей Сочи. Начиналось все подлогом и ложью. А закончилось неприкрытыми угрозами в мой адрес.

Если бы два чиновника поссорились, это было бы проще всего. Напряженность нарастала постепенно. Я занимаю пост главы города два с половиной года. Конечно, отношения с администрацией края не были безоблачными. До выборов я работал здесь, в Сочи, заместителем мэра по экономике. В январе 2001 года, уже после знакомства с Александром Николаевичем Ткачевым, принял его предложение и был назначен вице-губернатором Краснодарского края по развитию азово-черноморского побережья. Эта должность, кстати, была впервые создана и именно в результате наших с ним продолжительных дискуссий о том, что такое курорт Сочи для аграрного Краснодарского края. Позже губернатор предложил мне баллотироваться на пост главы города. Поверьте, к этому я никогда не стремился. Меня всегда интересовала реальная экономика и никогда - политика.

Еще до того как выборы состоялись, первым документом, который издал в отношении Сочи новый губернатор Ткачев, стало письмо в Москву, в Минфин об исключении города из федерального бюджета. Трудно мотивировать тот его поступок. В край сегодня из федерального бюджета приходит свыше миллиарда рублей, которые идут на дотацию города Сочи. По логике вещей для Краснодара это большой плюс - одну из крупнейших территорий Центр берет под свою опеку. Однако здесь я вижу стремление губернатора всем в крае управлять самому и распределять "сладкие куски" тоже самому. Получается, что еще до выборов они хотели "приручить" меня.

Надо учитывать, что Сочи всегда был достаточно самостоятельным и независимым городом. Все прошедшие три года я постоянно стремился выстраивать нормальные, дружеские отношения с Краснодаром, но при этом ни в коем случае не допускал ослабления контактов с Москвой. Именно это вызывало у администрации края постоянную изжогу.

Я видел нескрываемое раздражение в свой адрес во время неоднократных выступлений на краевых совещаниях: "Мостовой вечно чем-то не доволен!" Да, я не доволен, когда всех причесывают под одну гребенку. Не доволен, когда нет аргументации, когда все боятся возразить губернатору. Я так не привык и в городе борюсь с рабской психологией. Сейчас даже Яровенко, уважаемый человек, директор Туапсинского НПЗ, с трибуны говорит: "Для меня самое главное, как посчитает Ткачев". Для меня это - тревожный симптом. То единодушие, которое я увидел при негативнои освещении ситуации в городе Сочи по краевым телеканалам, не может не угнетать, поскольку просто продемонстрировало, как должна исполняться команда хозяина.

Что касается личной неприязни друг к другу или вражды между мною, мэром Сочи, и губернатором, то ее не было и нет. Ткачев считает, что мне нужно уйти, я - против. В этом наши политические разногласия.

Они хотят в Сочи поставить своего человека. Это главное, чего сегодня добиваются в Краснодаре. Я не устраиваю в первую очередь окружение губернатора. Самое интересное, что, когда мы с Ткачевым остаемся с глазу на глаз, никаких проблем не возникает. Хотя я неоднократно заявлял ему, что достаточно критично отношусь к деятельности ряда его замов. Так что действует против меня окружение губернатора. Цель они и не скрывают: в Сочи нужна управляемость инвестиционными процессами. Сегодня в качестве переговорщика и одного из непосредственных участников инвестиционных проектов является город.

- Это правда, что вы должны были стать 27-м "добровольным отставником" в крае?

За три года губернатор заменил 26 из 49 глав местных городских и сельских администраций. Из них 25 добровольно подали в отставку, один привлечен краевой прокуратурой к уголовной ответственности. Поэтому когда мне было предложено подать в отставку, я неожиданно для всех сказал: нет! Тогда включилась вот эта самая карательная машина, которой было предписано обеспечить первый или второй вариант. Я считаю, что вначале надо изучить ситуацию на месте и предъявить конкретные претензии, а потом предлагать уйти в отставку. У нас же делают все наоборот - вначале мне предложили оставить свой пост, потом, когда я отказался, начали искать причины для моего увольнения. В первый раз сделано это было во время личной встречи с губернатором.

Губернатор выразил недоверие вашей администрации, и лично вас фактически обвиняют в "разворовывании" бюджетных средств, и якобы возросшее число жалоб сочинцев на бездействие городских властей. Как бы вы это прокомментировали?

Все это чистые мифы. Меня только что проверяла краевая комиссия по работе с письмами и жалобами населения. Действительно, в этом году на тысячу жалоб больше. Как выяснилось, 750 недовольных - владельцы палаток на городской ярмарке, которая располагалась в самом центре Сочи. У них кончился срок аренды, и администрация города решила перевести палатки в другое место. Но предприниматели уперлись: мы отсюда не уйдем. И стали писать жалобы на мэра в область. Ну это же чисто внутригородской конфликт! Мы решим его своими силами, без вмешательства Краснодара. Но для некоторых краевых чиновников - это повод для расправы с мэром.

Действительно, на прошлой сессии краевого парламента сочинскую администрацию публично обвинили в "неосвоении бюджетных средств". Звучала цифра: 359 миллионов. Эта информация абсолютно не соответствует действительности. Поясню: сумму неосвоенных средств можно определить только по окончании отчетного периода. Это год. Причем даже по результатам года на счету обычно остается какая-то сумма. Закончить год с нулем на текущем счету - преступно глупо. При этом главная задача администрации - не освоить средства, а эффективно их использовать. Поэтому все обвинения в адрес мэра, особенно насчет "разворовывания", безосновательны. За конкретные же нарушения, которые можно фактами доказать, я готов отвечать.

Сочинцы, судя по всему, верят в вас и говорят, что "Мостового голыми руками не возьмешь - он профессиональный экономист-практик"┘

Сегодня я подтверждаю, что, как глава города, я несу полную ответственность за его состояние. За его экономическое развитие. За соблюдение социальных гарантий. За исполнение властью своих обязанностей по отношению к жителям города Сочи. Я не боюсь ни публичных порок, ни подметных писем, ни обвинений в "разворовывании казны". Тем более что экономически обоснованных претензий ко мне, как к мэру, найти действительно трудно. Только, по официальным данным, за три неполных года налоговые поступления в городской и федеральный бюджет увеличены в два раза, в краевой - в четыре. Рост заработной платы работников социальной сферы составил 249% - показатель выше среднего по всему краю. Средняя зарплата также выросла в 2,5 раза. Впервые после десятилетнего перерыва в городе стали строить и сдавать муниципальное жилье, налажено бесперебойное снабжение граждан горячей водой и электроэнергией.

- Что касается проверок, сколько их уже было?

За последние два месяца в Сочи прошло 39 проверок, а сейчас -около 200 человек.

- Это много или мало?

Для такого города, как Сочи, это очень много.

- Имеются ли на сегодняшний день какие-либо результаты проверок и известны ли они вам?

Ни одного конкретного результата, который свидетельствовал бы о грубых нарушениях, требующих незамедлительных кадровых решений и тем более увольнения мэра, нет. Вот нас, например, обвиняли в срыве подготовки к отопительному сезону. Вся эта "деза" сливалась в прессу. Но в том-то все и дело, что Сочи подготовился к отопительному сезону как никогда хорошо. Согласитесь, что и это тоже не является глобальной проблемой.

- Как бы вы, Леонид Аркадьевич, спрогнозировали события?

Сейчас в Краснодаре готовят огромный перечень моих прегрешений и нарушений. Ищут компромат на сочинского мэра и его команду. Некоторые факты из списка моих деяний, по всей вероятности, могут объявить "чрезвычайными" и даже "преступными". К новому "броску" готовы всевозможные проверяющие комиссии и ревизии. По моим данным, перед ними поставлены конкретные задачи: найти нарушения, завести уголовные дела и передать их в суд. Деваться им некуда. Будут копать. "Продавливаться" они будут через СМИ. Я же буду искать возможность объективно информировать сочинцев и о проверках, и о результатах проверок, и о тех мерах, которые принимаются. Охаять, уничтожить то, что было сделано нами за три года, я не позволю.

- Вас не пугает, что губернатор уже распорядился подключить к расследованию прокуратуру края?

Я отдаю себе отчет в том, что вся моя работа и жизнь впредь будут рассматриваться через увеличительное стекло. Сегодня ведется проверка моих личных доходов. Но обвинять меня, например, в строительстве дорогих особняков на берегу моря на бюджетные средства - невозможно. У меня нет ни земельных участков, ни недвижимости, которую я приобрел в бытность главой города. Дом, в котором живет моя семья, я построил еще до выборов в мэры - в 2000 году. Он расположен вдали от морского берега, на дороге. У моего сына есть подержанная иномарка. Сам же я не имею сейчас личного автомобиля.

Для интересующихся даю справку: счетов в зарубежных банках у меня нет. Все свои доходы декларирую. Частным бизнесом никогда не занимался, всегда был наемным чиновником.

Если бы я действительно жил не по закону, то ушел бы со своего поста не задумываясь. Но я остаюсь.

- Каким вы видите свой город через 5-10 лет?

В этом году, по официальной статистике, Сочи принял на отдых и лечение россиян больше, чем Турция, Греция, Кипр и Испания, вместе взятые. Число приезжих за три года выросло на 20%. А доходы в бюджет - почти в 2,5 раза. В Сочи в этом году отдыхали почти 1,5 миллиона человек. Отсюда совершенно очевидный рост привлекательности города для вложения инвестиций. Мы готовы превратить Сочи в райское место на земле. Для этого мы просим одного: не мешайте!

Беседу вел Александр Полянский, фотоочерк Александра Данилюшина

Леонид Аркадьевич Мостовой, в недавнем прошлом мэр Сочи, сейчас представляет Краснодарский край в Совете Федерации и как зампред Комитета по бюджету курирует, пожалуй, самую сложную тему - межбюджетные отношения.

Леонид Аркадьевич, несколько недель назад в вашем родном Сочи прошел семинар по проблемам межбюджетных отношений. Что обсуждалось на этом семинаре, на котором собрались руководители финансовых органов регионов?

Участники семинара говорили о том, что ключевой проблемой по-прежнему является несбалансированность расходных и доходных обязательств - так называемые нефинансируемые мандаты. Более того, ситуация обостряется. Федеральное правительство сокращает количество общероссийских льгот, передает соответствующие полномочия на региональный уровень, но далеко не всегда обеспечивает их источниками доходов.

Именно решением проблемы рационального распределения полномочий во многом поглощен сейчас Бюджетный комитет Совета Федерации - орган, более, чем другие, способный сочетать интересы федеральной власти, власти региональной и местного самоуправления. Предстоит пересмотреть 153 федеральных закона, чтобы подкрепить предстоящий финансовый год законодательно. Потому что, как вы знаете, с 1 января 2005 года и с 1 января 2006 года вступают в силу основные положения новой редакции Закона об общих принципах организации местного самоуправления, а по нему, в частности, запрещается передача нефинансируемых мандатов. При отсутствии финансирования выполнение соответствующих полномочий органов власти приостанавливается в безусловном порядке, безо всякого судебного решения.

Сейчас же, как показали семинар в Сочи и заседание Госсовета по проблеме льгот, бухгалтерской точности в этом процессе нет и близко. И полномочия, которые пока предполагается передать на уровень субъектов Федерации в 2005 году, не обеспечены в полной мере доходами. Но, надеюсь, это противоречие удастся снять.

Бюджет-2005 готовится уже с учетом нового законодательства. В нынешнем году перед нами стоит задача классифицировать полномочия, просчитать 88 субъектов Федерации. В следующем году необходимо просчитать тысячи муниципалитетов, многие из которых еще не созданы, а только будут сформированы по новому закону. Это колоссальная работа, и ее нужно провести уже сейчас.

Речь идет прежде всего о льготах? О том, какой уровень власти за них отвечает и в каком виде - в денежном или в качестве услуг - они предоставляются?

Льготы - самый трудный пакет. Сейчас идут ожесточенные споры о замене бесплатных услуг денежными выплатами, но как-то забывается, что на самом деле услуги эти отнюдь не бесплатны - для государства - и имеют смысл на федеральном уровне только тогда, когда у казны есть возможность финансировать их для всех граждан, которым они положены по закону.

Знаете, наша финансовая система эволюционировала от полной неразберихи к пунктуальнейшему исполнению обязательств. В 1994-1995 годах федеральная власть совершала массу популистских действий. Помню, было объявлено, что, если гражданин не хочет ждать своей очереди на квартиру, он может получить в муниципалитете деньги. У сочинской мэрии собралась огромная толпа, и мне пришлось успокаивать людей, объяснять, что средств на выполнение этого заявления никто не выделил, да и не собирался выделять.

Затем наступил период планового недофинансирования льгот, когда к каждому ежегодному федеральному закону о бюджете делалось приложение со списком статей законов, предоставляющих льготы, действие которых на соответствующий год приостанавливалось в связи с отсутствием средств. А субъекты Федерации и муниципалитеты решали, какие федеральные и местные льготы и в каком объеме им выплачивать - в зависимости от своего финансового состояния.

Ведь в Ханты-Мансийском автономном округе объем бюджетных средств на одного жителя составляет 53 тыс. руб., в Москве - 35 тыс. руб., в Сочи - примерно 9 тыс., а есть немало регионов и муниципалитетов, где едва-едва набирается 1,5 тыс. руб. В результате социальная поддержка, как и весь объем льгот, фактически предоставляются по усмотрению того или иного губернатора или мэра. Кто-то стремится остаться на второй срок и потому всячески старается увеличить социальные расходы. А перед кем-то задача сохранить пост уже не стоит, и он решает другие проблемы.

Сочи - курортный город, к нам летом приезжают люди со всей России. Общаясь друг с другом, они с удивлением узнают, что той или иной федеральной льготы в их субъекте Федерации нет и в помине. Только сейчас, говорят, нам стало известно, что в нашей области этого нет, а в области N есть.

Но если я гражданин Российской Федерации, я имею полное право получать одну и ту же услугу, одинаковую по качеству, вне зависимости от места проживания. Я не виноват, что живу не в ХМАО или Москве, а в Рязанской области или на Сахалине. Я гражданин Российской Федерации, и, если по федеральным законам мне что-то положено - не только в деньгах, но и в услугах, в их количестве, качестве, - я имею конституционное право это получить.

Теперь нефинансирование льгот будет просто исключено - запрещено новым законодательством. И льготы по оплате электроэнергии, коммунальных услуг, проезда в транспорте, разного рода пособия обязаны выплачиваться в полном объеме всем без исключения жителям страны, имеющим на них право.

Следовательно, нужно проанализировать весь массив законодательства, устанавливающего льготы, и выделить те из них, которые должны гарантироваться всем гражданам России определенной категории (пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные и т. д.), и те, которые должны предоставляться территориями. А также внести изменения в соответствующие законы. Это сложнейшая работа, и проводить ее надо немедленно, поскольку уже начинается активный этап рассмотрения законопроекта о бюджете на 2005 год.

Сейчас требуется четко выделить три зоны финансовой ответственности: федеральную, региональную и муниципальную. И не допустить при этом ни масштабного перекрестного финансирования, ни «белых пятен», то есть зон безответственности.

Вообще, сегодня происходит укрупнение прежде всего полномочий субъектов Федерации. Передача большей части расходных полномочий на региональный уровень абсолютно оправданна - при определении необходимых источников финансирования и при выравнивании региональных бюджетов. На федеральном уровне действительно должны быть только ключевые расходные полномочия.

Но для этого придется принять такие весьма непопулярные меры, как прекращение действия некоторых федеральных законов, замена целого ряда льгот, предоставляемых в виде услуг, денежными выплатами.

- Речь идет о замене всех видов услуг деньгами?

Это было бы глубоко ошибочное решение. К примеру, немыслимо заменять льготу по выдаче инсулина инсулинозависимым больным деньгами, так как и цена лекарства, и возможность его приобретения в разных регионах различна. А вот транспортные льготы, с моей точки зрения, надо предоставлять исключительно в денежном виде. Чтобы сам пенсионер решал, потратить ему деньги на поездки в транспорте или использовать на какие-то другие нужды.

Ведь сейчас транспортные льготы, да и льготы на ЖКХ, тоже являются источником финансирования соответствующих муниципальных предприятий, причем, как правило, по весьма высоким нормативам. Эти средства позволяют муниципальным предприятиям держать низкие цены на проезд и коммунальные услуги.

Сложность задачи состоит в том, что, если полностью убрать такой источник финансирования, муниципальный транспорт на многих маршрутах просто остановится, а малообеспеченные слои населения не смогут платить за услуги ЖКХ. Впрочем, это уже должно быть заботой муниципалитета, обеспеченного средствами для решения подобных задач.

Повышение цены данных услуг стоило кресла не одному мэру. Поэтому руководители муниципалитетов так и стремятся сохранить транспортные и коммунальные льготы в прежнем виде.

- То есть за счет этих средств содержались не люди, а транспорт и ЖКХ?

Нет, просто люди получали сами услуги, а не деньги для их покупки. Однако стоимость этих бесплатных услуг обходилась бюджету слишком дорого.

Подавляющее большинство льгот должно выплачиваться по факту, а не по расчетам, как сейчас. Уже многократно говорено было, что человек, живущий в сельской местности, не получает значительной части предназначенных для него льгот, потому что финансирование за них предоставляется районным и городским предприятиям. Они могут быть использованы только жителями райцентров и городов.

Льготы - острейшая тема, и на заседании Госсовета, о котором я упоминал, было бурное обсуждение. В официальном сообщении утверждалось, что пришли к единому мнению, но все же понимают, что не пришли.

- Да и премьер Фрадков говорил, что мнения министров его правительства разделились.

Вот именно. Причем аргументация за сохранение бесплатных для граждан льгот и за их перевод в денежный эквивалент одинаково весома, оба подхода имеют примерно равное число сторонников и противников. Нужно продолжать искать золотую середину.

И еще одна проблема. По ней губернаторы были уже едины - полномочия, которые планируют передать на региональный уровень, роскошные, но их будет очень трудно профинансировать. А проиграет от этого россиянин.

Причем нельзя выравнивать механически - все, что выше среднего уровня бюджетной обеспеченности, забрать. Потому что тогда исчезнет стимул для развития. Методики эффективного выравнивания уже разработаны, они вполне реалистичны и удобны для всех сторон, поскольку сохраняют стимулирование наращивания бюджета, предусматривают условие двукратного превышения необходимого уровня финансирования для начала выравнивающих отчислений и т. д.

При новой системе межбюджетных отношений все окажутся застрахованы от пересмотра доли налогов, которая остается в бюджетах разных уровней. Раньше она каждый раз заново определялась законом о федеральном бюджете на соответствующий год, теперь же будет устанавливаться не менее чем на три года. Благодаря этому и муниципалитеты, и губернии смогут гарантированно получить доходы по тому или иному виду налогов, осуществлять программы стимулирования налогооблагаемой базы. Три года вполне достаточно, чтобы разработать комплекс мероприятий, получить средства и использовать их.

Однако ежегодно нужно будет защищать свой бюджет на вышестоящем уровне. Это очень важная процедура, которая даст мощный стимул для экономического анализа.

Сейчас соответствующие рычаги вырабатываются, они вступают в действие с 1 января 2005 года и с 1 января 2006 года.

- То есть в 2005 году бюджетную реформу в полном объеме провести не удастся?

Удастся. Это необходимо сделать, поскольку предусмотрено федеральными законами. С 1 января 2005 года мы начинаем жить по-новому в части взаимоотношений федерального и региональных бюджетов. Но вместе с тем продолжится колоссальнейшая работа по приведению муниципальных бюджетов к планируемым условиям.

Сегодня любому руководителю муниципального образования нужно просчитать, как он будет выглядеть в новых условиях. Очень многие, увы, не начали эту работу: мол, придет время, нам все скажут. Когда придет время, будет уже поздно - все решения окажутся приняты. В процессе надо участвовать сегодня, когда происходит создание концепций, механизмов, проработка деталей. В данном случае справедлива известная пословица «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

С 1 января 2006 года все расходные полномочия, властные функции будут исполняться в новом режиме. И люди станут обращаться именно к главе муниципалитета: почему вчера у меня такая-то льгота была, а сегодня ее нет?

Необходимо заранее спрогнозировать последствия, проанализировать варианты решения. Тем более что успех такого большого дела зависит от того, насколько его исполнители и все население сопричастны ему. От того, понимают ли они, что государство выходит на прозрачный бюджет, что мы уходим от того беспредела, который был в середине 90-х годов, когда дотации, субвенции, федеральные целевые программы просто не финансировались. Они обеспечивались на 3-5% от положенного годового финансирования по соответствующим программам! Законы принимались, подписывались президентом Ельциным - и не исполнялись: денег, мол, нет.

Сейчас мы уже забыли об этом. Сегодня, если в бюджете записана строка с определенной суммой, никто не звонит в Минфин, не выстаивает в очереди бюджетополучателей. Положенная сумма точно в срок поступает на счет.

Если будут также понятны, прозрачны и состоятельны бюджеты субъектов Федерации, то тогда и напряжение в обществе уменьшится, и доверие к власти возрастет. То есть все будет происходить как бы само собой. Власть вообще должна быть незаметной. Но для этого она должна быть понятной, прозрачной и отвечать за свои слова, причем иметь возможность отвечать за них.

- Улучшение состояния федерального бюджета связано с увеличением финансовых ресурсов?

Мы очень болезненно шли через дефицитные бюджеты, и совершенно правильной оказалась позиция правительства, что нужны бездефицитные бюджеты. Первое время это было даже непривычно слышать, слово «профицит» мы выучили значительно позднее.

Причем профицитность бюджета не означает, что все функции государства выполнены и все потребности удовлетворены. Просто на каком-то этапе стало понятно, что лучше затянуть ремешок потуже, но приучить себя к безусловному исполнению обязательств.

Сегодня необходимо отказаться от неэффективных расходных полномочий. Задача ведь не в том, чтобы запланировать в бюджете больше средств на социальные выплаты, а в том, чтобы каждый получатель льгот почувствовал, что он имеет от государства реальную помощь. Мое глубокое убеждение - переход на адресную систему доплат позволит человеку получать больше.

Сейчас выстраивается гораздо более реальная экономика. В виртуальной мы уже пожили, это в прошлом. Но от виртуальной экономики нам осталась одна крупная проблема - виртуальные льготы. Если судить по нашим законам, Россия - суперсоциальное государство, шведам впору завидовать…

Сейчас много говорят о том, что нужно более рационально использовать бюджетные «заначки» - профицит, стабилизационный фонд. В бюджете 2005 года произойдут какие-то изменения в этом отношении?

До тех пор пока мы столь сильно зависим от внешней конъюнктуры цен на сырье, размораживать стабилизационный фонд было бы большой ошибкой. Динамика цен на нефть и нефтепродукты представляет собой синусоиду, поднимающуюся вверх с небольшим уклоном. Период от подъема до спада - около шести лет. Спад совершенно неизбежен.

Сейчас мы находимся в периоде затянувшегося подъема, который в значительной степени связан с политическими причинами - событиями в Ираке и др. Но не надо строить иллюзий, что цена на нефть не упадет с нынешних $40 за баррель до $12-15.

Так вот, правительство, когда планирует бюджет, учитывает возможность падения цен. И сейчас, например, проект бюджета будет рассчитан, скорее всего, исходя из стоимости нефти $22-23 за баррель. Все, что получим сверх того, уйдет в стабилизационный фонд.

Если прогноз окажется слишком оптимистичным и цена барреля опустится до $19, то бюджет сможет выполнить все свои расходные обязательства с помощью стабилизационного фонда. Альтернативой этому является секвестирование, которое мы уже проходили, недофинансирование многих статей и т. д.

А профицит нам сейчас нужен? Президент в своем послании говорил, что бюджет не самоценен - он важен как инструмент для реализации тех или иных задач экономической политики…

Для меня как экономиста идеальный бюджет - сбалансированный, в котором доходы соответствуют расходам, без дефицита и профицита.

Знаете, при бюджетном планировании одинаково плохо получить как неожиданно негативный, так и неожиданно позитивный результат, поскольку это говорит о том, что ты неверно оценил возможности либо просто не умеешь планировать. Если бы ты спланировал более жесткий бюджет, ты бы планово эти деньги запустил в экономику, профинансировал социальные программы.

Как бывший руководитель муниципалитета могу сказать, что интереснее принимать немножко дефицитный бюджет, потому что он позволяет привлекать кредиты под развивающуюся экономику, что абсолютно правильно и нормально. Да и расслабляться фискальным службам такой бюджет не позволяет.

Кстати, я считаю, что в бюджетном законодательстве нужно определить больше степеней свободы распорядителям бюджетных средств, потому что в течение года ситуация может меняться, а механизмы корректировки структуры бюджета слишком сложны. Но при этом, безусловно, защитить главные статьи, касающиеся систем жизнеобеспечения и исполнения собственных расходных обязательств.

- В какой мере бюджет-2005 будет инструментом ускорения экономического роста?

Надеюсь, что этот бюджет окажется более стимулирующим, чем предыдущий. Хотя бы потому, что экономика у нас растет, доходов планируется получить больше, чем в 2004 году, и совершенно логично направить больше средств на ее структурную перестройку.

- Какую роль в бюджетном процессе играет Комитет Совета Федерации по бюджету?

В бюджетном процессе участвуют две стороны: правительство, которое представляют Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли, и парламент, представленный бюджетными комитетами Думы и Совета Федерации.

Состав нашего комитета достаточно интересен: в нем, в частности, работают два бывших заместителя министра финансов. И в бюджетном комитете Госдумы тоже работает экс-замминистра финансов. Так что мы хорошо понимаем правительство.

Но при этом у нас как представителей регионов позиции с Минфином периодически расходятся, о чем мы с вами только что говорили. Мы будем сближать позиции насколько это возможно, но к полному согласию вряд ли придем.

- И что тогда?

На этот случай существует трехсторонняя комиссия, в которую входят представители обеих палат российского парламента и правительства, будем обсуждать проблему на ней.

- Почему вы выбрали для работы в верхней палате парламента именно Комитет по бюджету?

Моя специализация в комитете связана с тем, что я знаю бюджет, начиная с муниципального уровня. Причем я руководил муниципалитетом, у которого была строка в федеральном бюджете, то есть также знаю отношения с Минфином РФ и как притираются взаимные интересы. И поскольку работал на самом нижнем уровне бюджетной иерархии, убеждать приходилось исключительно на языке доказательств.

Муниципальный уровень - это уровень, на котором все проблемы обнажаются. Чиновников федерального правительства могут покритиковать газеты или телеканалы, муниципальным же руководителям приходится непосредственно общаться с людьми, сталкиваться с их недовольством, посещать сходы и митинги.

Позиция Совета Федерации по бюджетной проблематике мне достаточно симпатична - не потому, что я здесь работаю, а по объективным причинам. Она взвешенна, направлена на учет интересов регионов, реальные, компромиссные решения проблем. В верхней палате работают весьма подготовленные люди, хорошо знающие Россию. Их опыт и квалификация должны быть использованы в максимальной степени.

Разгоревшийся в декабре конфликт между губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым и мэром Сочи Леонидом Мостовым (глава края потребовал, чтобы градоначальник ушел в отставку, но тот отказался) разрешился к взаимному удовлетворению сторон. Губернатор назначил господина Мостового представителем в Совете федерации, а и. о. главы города стал бывший мэр Армавира Виктор Колодяжный.
Мэр Сочи Леонид Мостовой, который перестал устраивать краснодарского губернатора Александра Ткачева, ушел без скандала — по собственному желанию и на должность, предложенную губернатором. Перед сессией краевого парламента он сложил с себя полномочия мэра и написал заявление с просьбой утвердить его в должности представителя кубанского губернатора в Совете федерации. 29 декабря 2003 года законодательное собрание Краснодарского края утвердило господина Мостового представителем губернатора Кубани в СФ. А 6 января на экстренной сессии законодательного собрания Сочи депутаты единогласно приняли отставку Леонида Мостового.
Вице-губернатор края Мурат Ахеджак так прокомментировал ситуацию: "Я считаю это нормальным разрешением ситуации с кризисом власти в Сочи, который в последние два месяца обострился. Руководство Кубани готово все объяснить сочинцам".
Напомним, что к объяснениям оно приступило еще в конце прошлого года, когда губернатор Ткачев обрушился на мэра Мостового с резкой критикой, извинился перед сочинцами за то, что в свое время сам призывал их избрать мэром Леонида Мостового, и заявил, что тому "в ближайшее время надо уйти". К этому времени на Кубани завершилось социологическое исследование рейтинга глав городов и районов Кубани, проведенное по заданию губернатора. Рейтинг Леонида Мостового оказался катастрофически низким. Пять депутатов городского собрания через газету "Вольная Кубань" призвали мэра Сочи уйти в отставку, обвинив его в игнорировании обращений депутатов по поводу кризиса жилищно-коммунального хозяйства курорта и неспособности решить проблемы в этой сфере. В ответ Леонид Мостовой обвинил краевые власти в стремлении "убрать неугодного и поставить послушного мэра". Тогда представители краевой администрации пригрозили, что будут добиваться отставки мэра по решению суда на основании якобы допущенных им нарушений.
Однако потом конфликтующие стороны пошли на мировую. Экс-глава края, до последнего времени представлявший губернатора в СФ, прошел в Госдуму по спискам КПРФ и сложил с себя полномочия члена СФ. Эту должность губернатор Ткачев и предложил мэру Мостовому. А исполняющим обязанности главы Сочи городское собрание с подачи краевой администрации избрало бывшего мэра Армавира Виктора Колодяжного. Правда, согласно уставу города Сочи, в случае отставки градоначальника исполняющим его обязанности мог стать только первый вице-мэр, а этот пост занимал Николай Никеров. Поэтому пришлось проделать следующее: сначала господин Никеров назначил Виктора Колодяжного своим первым заместителем, затем депутаты утвердили эту кандидатуру и только после этого назначили господина Колодяжного и. о. главы города.
Присутствовавший на сессии Александр Ткачев объяснил, что Виктор Колодяжный зарекомендовал себя решительным и деловым мэром, и пообещал новому градоначальнику "всяческую поддержку", а сочинцам — то, что "перемены будут позитивными и радикальными". Губернатор заявил, что будет разработана программа развития Сочи — с тем чтобы "вернуть былую славу курорту".
Повышение Леонида Мостового глава края объяснил так: "У него лучше получается законотворческая работа, и он принесет пользу Кубани и Сочи в Совете федерации". По словам Александра Ткачева, выборы мэра Сочи пройдут в мае 2004 года.
НИНА Ъ-СЕМЕНЕНКО, Сочи

Предположительно, Мостовой Леонид Аркадьевич является руководителем компаний, список которых вы видите ниже. Возможно и то, что данные компании управляются разными людьми со схожими именами и фамилиями. Данная информация получена на основе анализа ЕГРЮЛ, может являться устаревшей и не нарушает 152-ФЗ "О персональных данных" согласно ст. 6 129-ФЗ "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

ООО «САКУРА АЙЛЕНД»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "САКУРА АЙЛЕНД"

Регион: Краснодарский край

Адрес: 354002, КРАСНОДАРСКИЙ край, г. СОЧИ, шоссе НОВОРОССИЙСКОЕ, д. 7А

Виды деятельности:

  • . Производство общестроительных работ по возведению зданий ;
  • . Деятельность агентов по оптовой торговле строительными материалами ;
  • . Розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки ;

МРИ ФНС России №8 по КРАСНОДАРСКОМУ краю

ООО «ВАРИАНТ»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВАРИАНТ"

Регион: Москва

Адрес: 129323, г. МОСКВА, пр. 2-й БОТАНИЧЕСКИЙ, д. 6

ООО «ФИОРИНО ЛЮКС»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФИОРИНО ЛЮКС"

Регион: Москва

Адрес: 105005, г. МОСКВА, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, д. 6, стр. 2

НП МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО СОДЕЙСТВИЮ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ "МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ"

Регион: Москва

Адрес: 109012, г. МОСКВА, пер. ХРУСТАЛЬНЫЙ, д. 1