Ванна

Годы жизни марка аврелия. Римская империя при марке аврелии и коммоде

Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года н.э. в знатной римской семье Анния Вера и Домиции Луциллы. Считается, что род его древний и берет свое начало от Нумы Помпилия. В первые годы мальчик носил имя своего прадеда — Марк Анний Катиллий Север. Вскоре умер его отец, Марка усыновил дед Анний Вер, и он взял имя Марк Анний Вер.

По воле деда Марк получал начальное образование у себя дома от различных учителей.

Император Адриан рано заметил тонкую, справедливую натуру мальчика и покровительствовал ему, он же дал Марку прозвище Вериссимон («самый истинный и правдивейший»). С ранних лет Марк исполнял различные поручения, которые ему давал император Адриан. В шестилетнем возрасте он получил от императора Адриана титул всадника, что было исключительным событием. В 8 лет он входил в коллегию салиев (жрецов бога Марса), а с 15-16 лет был устроителем латинских празднеств во всем Риме и распорядителем на пирах, устраиваемых Адрианом, и везде показывал себя с лучшей стороны.

Император даже хотел назначить Марка своим прямым наследником, но это было невозможно из-за молодости избранника. Тогда он назначил своим наследником Антонина Пия с условием, чтобы тот, в свою очередь, передал власть Марку. Законы древней римской традиции разрешали передавать власть не физическим наследникам, а тем, кого они считали своими духовными преемниками. Усыновленный Антонием Пием, Марк Аврелий учился у многих выдающихся философов, в том числе у стоика Аполлония. С 18 лет он жил в императорском дворце. По преданиям, многое указывало на уготованное ему великое будущее. Впоследствии он с глубокой любовью и благодарностью вспоминал о своих учителях и посвятил им первые строки своих «Размышлений».

С 19 лет Марк становится консулом. Посвященный во многие таинства, будущий император отличался простотой и строгостью нрава. Уже в юности он нередко удивлял своих близких. Он очень любил древние римские ритуальные традиции, а по своим взглядам и мировоззрению был близок к ученикам стоической школы. Такж он был блестящим оратором и диалектиком, знатоком гражданского права и юриспруденции.

В 145-м году был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия Фаустиной. Марк отказался от дальнейших занятий риторикой, посвятив себя философии.

В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи и ответственность за ее дальнейшую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Веером, также приемным сыном Антонина Пия. В действительности очень скоро бремя забот об империи стал нести один Марк. Луций Вер проявил слабость и ушел от государственных дел. В то время Марку было около 40 лет. Его мудрость и склонность к философии помогли ему успешно править империей.

Из масштабных событий, выпавших на долю императора, можно назвать устранение последствий наводнения из-за разлива реки Тибр, которое погубило много скота и вызвало голод населения; участие и победу в Парфянской войне, Маркоманнскую войну, военные действия в Армении, Германскую войну и борьбу с моровой язвой — эпидемией, унесшей жизни тысяч людей. Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет. Чтобы избежать повышений налогов в провинциях для покрытия военных расходов, он пополнил государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей. А не имея средств на проведение необходимой военной кампании, он продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги продолжались около двух месяцев — так были велики богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском выступил в поход и одержал блестящую победу. Радость подданных и любовь их к императору были велики, что они смогли вернуть ему значительную часть богатства. Современники характеризовали Марка Аврелия так: «Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости».

Марк Аврелий всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла либо побудить к добру. Осознавая важность философии в образовательном и воспитательном процессе, он учредил в Афинах четыре кафедры — академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Профессорам этих кафедр было назначено государственное содержание. Не страшась лишиться популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими. Несмотря на то, что ему приходилось подавлять восстания, то и дело вспыхивающие на окраинах империи, и отражать многочисленные вторжения варваров, уже подтачивающих ее мощь, Марк Аврелий никогда не терял хладнокровия. По свидетельству его советника Тимократа, жестокий недуг причинял императору ужасные страдания, но он мужественно переносил их и несмотря ни на что обладал невероятной трудоспособностью. Во время военных кампаний, в походных кострах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал подлинные шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».

Во время посещения восточных провинций, в которых разгорелся мятеж, в 176-м году умерла его супруга Фаустина, сопровождавшая его. Несмотря на все горькие недостатки супруги, Марк Аврелий был благодарен ей за терпение и благосклонность и называл ее «матерью лагерей».

Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода. Перед самой его кончиной Гален (врач императора, который, несмотря на смертельную опасность, был до последней минуты рядом с ним) услышал от Марка Аврелия: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его изможденные губы тронуло подобие улыбки. Марк Аврелий умер достойно и мужественно, как воин, философ и великий государь.

Марка Аврелия называют великим императором Рима, на котором закончился «золотой век» древней империи (этот период хронологически датируется 96-180 гг. нашей эры). После того, как правитель умер, началось постепенно угасание античного государства, мощь и величие которого держали в повиновении половину мира.

Работы и цитаты императора, дошедшие до наших дней, считаются классикой римской философии. Многие из высказываний Марка Аврелия получили «вторую жизнь» в 21 веке, войдя в антологии учебников и произведений по философии.

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе. Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам. Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.

В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.

В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».

Взросление и государственная работа

Огромное влияние на формирование характера Марка Аврелия оказали его отношения с Антонином Пием, которого юноша называл учителем, наставником и отцом. В своих произведениях будущий император неоднократно отмечал, что приемный отец научил вести его жизнь обычного человека. Благодаря Пию, Марк ответственно относился к своим обязанностям, деятельности правителя и государственной службе.

Обучение Марка в юношеские годы проходило при дворце императора, где его учителями были знаменитые философы того времени. В частности, сторонник течения стоиков Аполлоний из Халкедона и Юний Рустик, последователь идей Платона. Это окружение сделало Марка приверженцем философии стоиков. Под влиянием своих блестящих учителей будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учи не словами, а собственным примером».

Особое внимание мальчик уделял занятиям по гражданскому праву, которое ему преподавал Луций Волузий Мециан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос приверженцем справедливости, терпения, трудолюбия. Он не любил пышность и роскошь, считая, что и без них можно прекрасно служить родному государству. Своими кумирами молодой человек считал великих римских правителей – Нерва и Траяна, а также Адриана. Также Марк Аврелий свято чтил древние римские ритуалы и традиции.

Уже в юном возрасте окружающие Марк прославился своими неординарными ораторскими способностями. Окружающие слушали его, затаив дыхание и веря каждому слову. Отличался от юношей своего возраста и положения ещё и тем, что его слова имели глубокий смысл и значение.

Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138 году. Прежде чем стать единоличным императором, он занимал должности:

  • Квестора, на которой он занимался административной работой (138 г.);
  • Консула (140 г., 145 г.);
  • Трибуна с проконсульскими полномочиями, которые распространялись за пределы Рима (147 Г.). Спустя несколько лет Антоний возвел своего зятя в ранг соправителя. Ни одно решение не принималось Пием без согласования с Марком;
  • Консула повтороно. На этот раз он правил вместе с приемным братом (161 г.). Тогда же Пий объявил, что Марк станет его преемником на троне;
  • Императором совместно со сводным братом Луцием Вером (161-169 гг.).

Самостоятельное правление

В 169 году умер Луций Вер, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором Римского государства. Но фактически вся власть находилась в его руках с 161 г., поскольку соправитель не отличался талантом и не проявлял к внутренним и внешним проблемам страны никакого интереса.

Свидетельства того времени говорят о том, что Марк Аврелий завоевал любовь населения, благодаря своим мудрости и рассудительности в принятии решений. И это при том, что в империи начались серьезные проблемы – восстало население Парфии и Египта, распространялась чума, а войны и гражданские противостояния истощили государственную казну.

Большинство этих сложностей Марк Аврелий решал, используя собственные финансы и наследство.

Во время его правления были проведены следующие мероприятия и реформы:

  • Упорядочено судопроизводство, восстановлены многие старинные права и обычаи;
  • Было опубликовано множество законов и указов, направленных на улучшение жизни простого римского народа. Эта ответственность за жизнь граждан и забота о них, сделала Марка Аврелия популярным среди жителей Рима;
  • Были созданы учреждения для заботы о больных и тех, кто получил увечья;
  • Была усовершенствована система налогообложения, при этом наибольшие отчисления в казну должна была делать знать. На полученные деньги открывались специальные приюты для бедных, малоимущих и сирот;
  • Основывались колледжи;
  • Были созданы четыре философские кафедры в городе Афины. Каждая из кафедр представляла одно из основных античных философских течений: стоическое, академическое, эпикурейское, перипатетическое. Все профессора, работавшие на кафедрах, получали жалование из государственной казны;
  • Была введена обязательная регистрация новорожденных детей;
  • Была создана полиция нравов;
  • Укрепился престиж сената;
  • Все гладиаторы перед выступлениями отныне вооружались только тупыми мечами, а для канатоходцев создавались специальные страховки в виде матрасов, которые должны были их защитить в случае падения с высоты.

С 167 года Рим стал постоянно сталкиваться с варварскими племенами — сарматами и германцами. Борьбу с ними возглавил лично император. Только к 175 г. был подписан мир, в результате которого древние германцы начали селиться, на территориях занятых римскими гарнизонами.

В тот же год снова восстало население Сирии, где местный правитель Авилий Кассий объявил себя новым римским правителем. Именно он распространял в течение трех месяцев слух о том, что Марк Аврелий умер. Кассия убили его сообщники, после чего император торжественно объехал восточные провинции государства. Путь он начал в Александрии, оттуда выдвинулся в Сирию, затем -в Каппадокию и Смирну, а закончил путешествие в Греции.

С 176 года и до конца своих дней соправителем Марка Аврерия был его сын Коммод. Последние годы жизни государя Великого Рима не были спокойными. Он все время воевал с германцами, усмирял сирийцев. В 180 году он со своим войском дошел до центра современной Австрии (где сейчас располагается Вена), и тут же умер.

При этом Марк Аврелий был достаточно миролюбивым императором, если сравнивать его с предшественниками. Из 21 года самостоятельного правления — 14 он провел в военных походах, защищая Рим и своих граждан.

Сразу после смерти императора возвели в ранг божества, построив в его честь храм. В Риме была установлена огромная (высотой в 30 метров) колонна, украшенная барельефами. Изображения рассказывали о подвигах императора, его походах и войнах. А на Капитолийском холме поставили конную статую Марка Аврелия, которая стоит там и сейчас.

Семья и дети

Антоний Пий контролировал и личную жизнь Марка, поэтому не допустил заключения брака своего приемного сына с девушкой, которую звали Цейония. Вместо этого, его обручили с дочерью Пия – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году.

Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия, но он не решался расторгнуть брак, который был благословлен его любимым приемным отцом.

Такое поведение Фаустины не отвернуло мужа от нее. Он и дальше продолжал читать ей стихи, брал практически во все походы, любил ее.

Фаустина умерла во время похода в одну из провинций империи. Эта утрата подкосила правителя, он долго горевал по «матери лагерей», как Марк Аврелий называл свою супругу.

Общих детей у супружеской пары было 13, но выжили только сын Коммод, наследовавший отцу, и четыре дочери.

Первая дочь родилась в 147 году и ее назвали Анния. В честь этого события тогдашний император Антоний Пий возвел приемного сына в ранг трибуна. Прожила девочка до 165 года.

Других детей императора звали:

  • Гемеллус Луций и Анна Аурелия Луссилла (близнецы), мальчик умер в 150 г., а девочка вышла замуж за соправителя отца Луция Вера (умерла в 182 г.);
  • Титус Элиус Антонин, Титус Эллиус Аврелий и Домиция Фаустина (появились на свет после 150 г., скончались приблизительно в 161);
  • Адрианус (152-157 гг.);
  • Анния Ауреллия (159 — приблизительно 211 гг.);
  • Анния Корнифия (160 – приблизительно 211 гг.);
  • Тит Аврелий Фульвус (161-165 гг.), близнец Коммода;
  • Луций Аврелий Коммод (161-192 гг.);
  • Маркус Анниус (162-169 гг.);
  • Вибия Аурелия Сабина (170-217 гг.).

Преемник Марка Аврелия — его сын Коммод — вошел в историю мира и Рима, как грубый и невежественный правитель. Отец окружил его философами и поэтами, учителями этики, морали, но это не помогло. Коммод предпочитал общество актеров цирка, гладиаторов, мимов. Возможно, это было влияние генов, поскольку ходили слухи, что мать родила Коммода и его брата от одного из гладиаторов.

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы.

В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование. Диогнет вводил его в философию и обучал живописи. По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.

Еще при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.

Он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем. В 140 году Марк стал в первый раз консулом. В 145 году - вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк переключился на философию. Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Л. Волузий Мециан.

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до января 169 года.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Лучшие дня

Большое внимание уделял Марк судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Не обладавшему воинственным характером, Марку приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Оставил философские записи - 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность - владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

Марк Аврелий
reit 23.02.2007 03:31:15

Антонин Пий выбрал себе двух наследников. Права одного из них были подтверждены. Это был Марк Элий Аврелий Антонин. Другой наследник, Луций Аврелий Вер, был отвергнут. Луций Аврелий Вер был слишком легкомысленен для императора. Но Марк Аврелий был другого мнения по этому поводу, и он предложил Луцию Аврелию Веру править вместе с ним. Впервые в римской истории правили одновременно два императора. В дальнейшем такая ситуация складывалась постоянно и в свое время была подтверждена законом, но случай с Аврелием и Вером можно считать началом традиции.

Откровенно говоря, Луций Аврелий Вер ни капли не интересовался делами государства и предпочитал проводить свою жизнь в погоне за удовольствиями. Поэтому Марка Аврелия, взявшего на себя все тяготы управления страной, помнят, а его коллегу забыли. Далеко не во всех хронологических таблицах и даже исторических хрониках можно встретить имя Луция Вера; он оставил настолько незначительный след в истории, что проще всего о нем даже не вспоминать. В отличие от него пасынок Антонина оказался образцовым правителем. Пятьсот лет назад Платон сказал, что в мире не наступит равновесие до тех пор, пока владыки не сделаются философами или философы - владыками, и это утверждение воплотилось в жизнь благодаря Марку Аврелию, потому что он был могущественным правителем и одновременно философом, труды которого до сих пор не потеряли своей значимости. Новый император был по убеждениям стоиком. Под мягким правлением Антонинов эта философия приобрела большое уважение в народе. Философия стоиков отличалась простотой и ясностью, к тому же была близка всем, кто чтил древние римские традиции. Как бы то ни было, но ленью и роскошью нельзя по-настоящему наполнить свою жизнь, со временем они вызывают пресыщение, в то время как духовная пища не приедается никогда. Мирные времена способствовали размышлениям, а для тех, кто задумывался над смыслом жизни, уверенная и спокойная философия стоиков подходила как нельзя лучше.
Во времена Римской империи наиболее известным представителем стоицизма был Эпиктет, грек по происхождению, который родился в 60 г. и большую часть своей жизни прожил в рабстве. Он был слаб здоровьем и хром (возможно, что этому было виной жестокое обращение хозяина). Еще ребенком Эпиктета привезли в Рим, и там ему удавалось иногда посещать лекции стоиков, в результате чего он принял их учение, а когда освободился из рабства, сам стал преподавать стоицизм. Случилось так, что во времена правления Домициана он оказался среди тех философов, которым приказано было покинуть страну. В 89 г. Эпиктет уехал в Никополис, город, который Август основал после своей окончательной победы над Марком Антонием под Актием. Остаток своей жизни Эпиктет преподавал в Никополисе и создал свою школу. Он считается одним из классических философов периода древней истории.

Император Марк АврелиЙ увлекался учением стоиков, и он стал самым известным его последователем. Он верил не в счастье, а в спокойствие, ценил мудрость, справедливость, стойкость и сдержанность, не терялся ни перед одним из препятствий на пути к выполнению своего долга. В течение своей жизни, наполненной битвами, он записывал свои мысли в книжку, которая дошла до нас под названием «Размышления». Даже теперь ее ценят как записки человека, сумевшего остаться добрым в исключительно трудных условиях. Как видно на примере многих и многих людей, занимающих высокие посты, власть в состоянии испортить даже самую сильную личность. Удивительно, что в том положении, в котором он оказался, этот человек сумел остаться философом в самом высоком смысле этого слова и сохранить себя, в то же время принося огромную пользу своему народу.

Марку Аврелию не удалось прожить мирную жизнь, которую он вполне заслуживал, но в этом не было его вины. Если бы это зависело от воли императора, то в Империи на долгие века сохранилась ситуация, создавшаяся при жизни его предшественника. Отсутствие военных действий, мирный уклад жизни и постепенное развитие хозяйства на благо всех жителей державы более чем устраивало императора-философа: он не хотел расширять свою территорию за счёт владений соседей, и без того озлобленных постоянной агрессией Рима, не хотел наживать богатство грабежом. Его идеалами были мир и труд, заслуженное процветание страны под властью мягкого и заботливого правителя. К сожалению, на практике все произошло совершенно иначе. Всю свою жизнь Марк Аврелий вынужден был сражаться с разнообразными врагами, и, несмотря на попытки мирного урегулирования конфликтов, их все же приходилось разрешать силой оружия. Похоже на то, что исключительное спокойствие, воцарившееся в империи во время правления Антонина, закончилось с его смертью, и со всех сторон неприятели начали восставать против Рима.

На Востоке поднял голову давний противник, Парфия. Правитель этой страны снова сделал попытку посадить на армянский престол свою марионетку, а затем его войска вторглись в Сирию, после чего война стала уже неизбежной. Под командованием соправителя Марка Аврелия, Луция Вера, римские легионы спешно двинулись в восточном направлении.

Парфяне были побеждены, и римляне отомстили им, вторгшись в Месопотамию, где они сожгли дотла столицу государства, Ктесифон. К 166 г. был восстановлен мир, а тремя годами позже Луций Вер умер, оставив Марка Аврелия единственным правителем Рима.
Парфянскую войну можно было бы считать триумфом римского оружия, но так может показаться только на первый взгляд. Некоторые обстоятельства обратили эту победу в орудие, чуть не погубившее Римскую империю.

Основной внешней угрозой для являлось объединение германских племен под владычеством маркоманов, живших на территории нынешней Северной Баварии. Они способствовали объединению всех племен, к северу от Дуная. Улучив момент, когда римляне были полностью заняты войной с парфянами, они начали нападать на северные границы Империи и в течение пятнадцати лет изматывали римские войска. Марку Аврелию приходилось перебрасывать войска с одного опасного участка на другой, причем стоило победить германцев в одном месте, как они тут же вновь поднимали голову в другом. Здесь варварам пригодилось то, что племена были разделены и подчинялись только своим вождям, не желавшим заключать союзы с другими; таким образом, в то время, когда одни воевали и отвлекали на себя внимание римлян, другие могли собраться с силами и перегруппироваться для того, чтобы снова начать вторжение. Серьезных результатов боевые действия такого характера принести не могли, но германцам того периода, по большому счету, нужно было не столько расширить свою территорию, сколько захватить богатую добычу, а это им в большинстве случаев удавалось. Хотя всегда отличались повышенной мобильностью, но необходимость то и дело перебрасывать свои силы с одного участка границы на другой позволяла противнику находить все новые лазейки и совершать рейды в глубь территории Империи, грабя близлежащие земли и тут же возвращаясь обратно. Для того чтобы защищать одновременно все рубежи огромной державы, не хватило бы никаких сил и средств, так что императору приходилось непрерывно маневрировать с целью уследить за всем, что происходило вокруг. В этой ситуации германцы хотя и несли определенные потери, но уничтожить их полностью не удавалось. Можно считать, что римляне выиграли эту войну, однако если прежде они побеждали и завоевывали варварские земли, присоединяя их к империи, то теперь удавалось только отбросить германцев от границы и не дать им проникнуть в глубь римской территории. При таком положении вещей в следующем столетии должны были произойти великие потрясения - и так оно и вышло.

В 180 г. император Марк Аврелий умер в военном лагере, пробыв императором девятнадцать лет. В то время германская кампания всё ещё продолжалась.

Марк Анний Вер родился в известной и образованной семье, но никто в то время и подумать не мог, что однажды он станет главой Римской Империи. Мало что известно о его детстве, но мы знаем, что он был серьезным молодым человеком, который также увлекался борьбой, боксом и охотой.

В то время, когда Марк Анний Вер был подростком, царствующий правитель Рима Адриан приближался к смерти и был бездетным. Ему нужно было выбрать преемника, и после его первого выбора, Люция Цейония, который неожиданно умер, император выбрал Антонина. Он был сенатором, который также был бездетным, и ему пришлось усыновить Марка, согласно условию Адриана, а также сына Цейония Люция Вера. Так имя Марка изменилось на Марка Аврелия Антонина.

Как только Адриан умер, стало ясно, что Марк стал претендентом на самую важную позицию в империи. Он всерьез озаботился своим образованием, и ему наконец будет предоставлена привилегия учиться у Герода Аттика, учителя риторики из Афин (позднее Марк написал «Размышления на греческом языке»), а также Марка Корнелия Фронтона, его преподавателя на латыни, чьи письма с Марком сохранились и по сей день.

Марк также дважды служил консулом, получая тем самым ценное и практическое образование.

В 161 году, когда Антонин умер и закончилось одно из самых длительных царствований, Марк стал Императором и правил почти два десятилетия до своей смерти в 180 году. Вначале он правил наравне с Луцием Вером, его приемным братом, до тех пор, пока Люций не умер восемь лет спустя.

Его царствование было непростым: войны с Парфянской империей, варварские племена, угрожающие Империи на северной границе, рост христианства, а также чума, которая унесла многочисленные жизни.

Смерть застала Марка в 180 году в его военном штабе в современной Вене. Историк Дион Кассий описывает отношение Марка к своему сыну, Коммоду, которого он сделал соправителем несколькими годами ранее и который должен был последовать его целям:

«Марк не был физически силен и столкнулся с множеством неприятностей на протяжении всего своего правления, но, со своей стороны, я восхищаюсь им, тем более по той причине, что среди необычных и необыкновенных трудностей он выжил сам и сохранил империю».

Важно осознать серьезность позиции и силу власти, которой обладал Марк. В то время он удерживал, пожалуй, одну из самых мощных позиций в мире. Если он был назначен правителем, его власти не было предела. Он мог предаваться соблазнам и поддаваться искушениям, никто не мог удержать его от любых его желаний.

На то есть причина, которая объясняется выражением, что история развращения у власти повторяется без конца, — эта тенденция, к сожалению, является правдой. И все же, как заметил поэт Мэтью Арнольд, Марк Аврелий доказал, что он достоин той почетной должности, которую он занимал.

Этот факт отмечался разными исследователями. Известный историк Эдвард Гиббон писал, что при Марке Аврелии, последнем из «Пяти хороших императоров», «Римская империя находилась в абсолютной власти под руководством мудрости и добродетели».

Руководство мудрости и добродетели. Именно это выделяет Марка из большинства прошлых и нынешних мировых лидеров.

Просто подумайте о дневнике, который он оставил после себя, который теперь известен как его «Размышления», которые мы обсудим ниже: личные мысли самого могущественного человека в мире, увещевающие себя о том, как быть более добродетельным, более справедливым, более невосприимчивым к искушению, более мудрым.

И для Марка Аврелия, как лидера одной из самых могущественных империй в истории человечества, стоицизм создал основу для борьбы со стрессами в повседневной жизни. Неудивительно, что он написал свои «Размышления» в последнее десятилетие своей жизни, ведя кампанию против иностранных захватчиков.

Пройдя через знания, полученные от своих наставников и учителей, Марк внял исследованиям стоицизма, которые мы видим в нем, благодаря учителю Рустику за то, что тот научил его Стоицизму и Эпиктету за Медитации.

Другое влияние на Марка оказало учение , чьи идеи мы можем видеть во всех Размышлениях. Они оказали сильное влияние на стоическую мысль. Учитывая литературный мир того времени, Марк Аврелий, скорее всего, не подвергся воздействию , еще одного из трех самых выдающихся стоиков.

Трагедия Марка Аврелия, как писал один ученый, заключалась в том, что его «философия, которая связана со сдержанностью, долгом и уважением к другим людям», шла вразрез «с имперской линией, которую он помазал своей смертью».

Записи и предлагаемые чтения Марка Аврелия

У Марка Аврелия есть только одна основная работа, которая на самом деле никогда не предназначалась для публикации — «Размышления» (первоначально называемые «К себе»). Это не только одна из величайших книг, когда-либо написанных, но, возможно, единственная книга такого рода.

Это окончательный текст о самодисциплине, личной этике, смирении, самоактуализации и силе. Эта работа оказала силу вдохновения на таких писателей, как Амброз Бирс и Роберт Луис Стивенсон, на таких государственных деятелей, как , Вэнь Цзябао и Билл Клинтон. Если вы прочтете это и не сильно измените отношение к себе, то только, вероятно, потому, что, как говорит Аврелий, «то, что не передает свет, создает свою собственную темноту».

Важно напомнить, что нам крупно повезло, что учения Марка Аврелия сохранились до наших дней.

Учения Марка Аврелия

  1. Практика Добродетели, которые вы можете показать
    • Легко поддаться жалости к себе, когда мы начинаем говорить себе, что нам не хватает определенных талантов, что мы не можем позволить вещи, которые, кажется, так легко доступны для других людей. Мы должны поймать себя на мысли, когда мы об этом думаем. Нам нужно сосредоточиться на вещах, которые всегда находятся внутри нас: наша способность и потенциал для добродетельных действий.
    • Марк писал себе: «Никто никогда не может обвинить вас в том, что вы сообразительны. Хорошо, но есть много других качеств, о которых вы не можете утверждать, что их у вас нет. Практикуйте добродетели, которые вы можете показать: честность, тяжесть, выносливость, аскетизм, воздержание, терпение, искренность, умеренность, серьезность, великодушие. Разве вы не видите, сколько вы можете предложить — помимо оправданий вроде «не может»? И все же вы все равно соглашаетесь на меньшее».
  2. Нарисуйте силу у других
    • Как говорилось ранее, Марк Аврелий, скорее всего, написал записки для себя, которые сейчас являются Размышлениями на поле битвы, в течение последнего десятилетия его жизни.
    • В те трудности и невзгоды он писал себе ободрения, чтобы собрать в себе силу снова, чтобы исполнить свой долг. Одно упражнение, которое мы можем взять у него, — это собрать силу у людей в нашей жизни или просто для ролевых моделей, которые вдохновляют нас.
    • Как писал Аврелий, «Когда вам нужно поощрение, подумайте о качествах окружающих вас людей: энергии этого, скромности, щедрости и т. д. Ничто не является столь же обнадеживающим, как если бы добродетели были явно воплощены в окружающих нас людях, когда мы по-настоящему одаривали их. Хорошо помнить об этом».
  3. Фокус на настоящем
    • Марк Аврелий знал об искушениях, которые существуют у всех нас, чтобы позволить нашему воображению фантазировать, предугадывая все способы, по которым все может пойти не так. Конечно, такое упражнение может быть полезно для подготовки нас к будущему и подготовки нас к несчастью, но Марк Аврелий хорошо понимал, что это может стать пагубным страхом, который парализует нас от любых полезных действий.
    • По его словам «Не позволяйте вашему воображению быть раздавленным жизнью в целом. Не пытайтесь представить все плохое, что может случиться. Придерживайтесь ситуации и спрашивайте: «Почему это так невыносимо? Почему я не могу это терпеть? Вам будет стыдно отвечать. Тогда напомните себе, что прошлое и будущее не имеют над вами власти. Только настоящее — и даже это можно свести к минимуму. Просто отметьте его пределы. И если ваш разум попытается утверждать, что он не может противостоять этому … ну, тогда вам должно быть очень стыдно за это».

Цитаты римского императора и философа

«Да, вы можете — если вы делаете все так, как будто это последнее, что вы делали в своей жизни, и перестаете быть бесцельными, перестаньте позволять своим эмоциям переоценивать то, что говорит вам ваш ум, перестаньте быть лицемерным, эгоистичным, раздражительным».

«На рассвете, когда вам нелегко встать с постели, скажите себе: «Я должен идти на работу – как человек. На что я должен жаловаться, если я собираюсь сделать то, ради чего я родился, то, что я принес в мир? Или это то, для чего я был создан? Спрятаться под одеялом и оставаться теплым?»»

«Когда вы проснётесь утром, скажите себе: люди, с которыми я имею дело сегодня, будут мешать, они неблагодарны, высокомерны, нечестны, ревнивы и угрюмы. Они такие, потому что не могут отличить добро от зла».

«Не стоит понапрасну чувствовать себя раздраженным или побежденным, или унылым, потому что ваши дни не наполнены мудрыми и нравственными действиями. Но прочувствуйте, когда вы потерпите неудачу, отметьте свое поведение, каким бы несовершенным оно ни было, и полностью примите действия, которые вы предприняли».

«Ум адаптирует и преобразует в свои собственные цели препятствие для нашего действия. Препятствие для действий ускоряет действие. То, что встает на пути, становится самим же путем».

«Небрежность в ваших действиях. Нет путаницы в ваших словах. Никакой неточности в твоих мыслях».